4. СЕМИ ПУТЕЙ К БЛАЖЕНСТВУ НЕ БЫЛО (а). НЕ БЫЛО И ВЕЛИКИХ ПРИЧИН СТРАДАНИЯ, ИБО НЕ БЫЛО НИКОГО ДЛЯ ПОРОЖДЕНИЯ ИХ И ОБОЛЬЩЕНИЯ ИМИ (b). а) Существуют «Семь Троп» или «Путей» к «Блаженству» Не-Бытия, которое есть Абсолютное Бытие, Существование и Сознание. Они не существовали, ибо Вселенная не была проявлена и имела бытие лишь в Божественной Мысли. b) Ибо это есть... Двенадцать Нидан или Причин Бытия. Каждая есть следствие предшествовавшей причины и, в свою очередь, причина последующей. Совокупность всех Нидан основывается на Четырех Истинах, доктрина эта особенно характерна для Системы Хинаяны . Они принадлежат теории потока, закону сцепления, порождающего заслуги и проступки, и приводящего, наконец, Карму в полную силу. Эта система основана на великой истине, что следует страшиться воплощения, ибо существование в этом мире приносит человеку лишь страдание, несчастье и боль; и сама смерть не в состоянии освободить человека от этого, ибо смерть есть лишь дверь, через которую он проходит к следующей жизни на Земле, после краткого отдыха у ее преддверия – Девачана. Система Хинаяны или же Школа Малой Колесницы очень древнего происхождения; тогда как Махаяна или Школа Большой Колесницы относится к позднейшему периоду, ибо она возникла после смерти Будды. Тем не менее, основы последней так же стары, как горы, приютившие подобные школы с незапамятных времен; и школы Хинаяны и Махаяны, обе, в действительности, учат ту же самую Доктрину. Яна или Колесница есть мистическое выражение и обе «Колесницы» стараются запечатлеть доктрину, что человек может освободиться от страданий рождения и даже от ложного блаженства Девачана, путем достижения Мудрости и Знания, которое одно лишь может рассеять плоды Иллюзии и Неведения. Майа или Иллюзия является элементом, входящим во все конечные предметы, ибо все, что существует, имеет не абсолютную, но лишь относительную реальность, так как видимость, в которую облекается скрытый нумен для данного наблюдателя, зависит от познавательных способностей последнего. Для неразвитого глаза дикаря любая картина явится сперва бессмысленным хаосом полос и мазков красок, тогда как воспитанный глаз тотчас же увидит лицо или пейзаж. Ничто не постоянно, за исключением единого, скрытого, абсолютного Бытия, заключающего в себе нумены всех реальностей. Существования, принадлежащие к каждому плану бытия вплоть до высочайших Дхиан-Коганов, являются как бы аналогичными теням, отброшенным волшебным фонарем на бесцветном экране. Тем не менее, все вещи относительно реальны, ибо познающий также есть отражение и потому все постигаемые им вещи являются для него такими же реальными, как и он сам. Какой бы реальностью не обладали вещи, реальность эта должна быть найдена в них до или после того, как они промелькнут, подобно молниеносной вспышке в нашем материальном мире; ибо мы не можем познать подобное существование непосредственно, пока имеющиеся у нас чувства-инструменты могут передавать лишь материальное существование в поле нашего сознания. На каком бы плане наше сознание ни действовало, мы и предметы, принадлежащие этому плану, являемся на это время единственными нашими реальностями. Но, по мере нашего продвижения в развитии, мы постигаем, что в стадиях, через которые мы прошли, мы приняли тени за реальности и, что восходящий процесс Эго состоит из целого ряда прогрессивных пробуждений, и каждое продвижение приносит с собою убеждение, что, наконец, теперь, мы достигли «реальности». Но только, когда мы достигнем абсолютного Сознания и сольем с ним наше сознание, только тогда будем мы освобождены от заблуждений, порожденных Майей.
"Существует "Семь Троп" или "Путей" к "Блаженству" Небытия, которое есть Абсолютное Бытие, Существование и Сознание. Они не существовали, ибо Вселенная не была проявлена и имела бытие лишь в Божественной Мысли." /Т.Д,т.1,83/ "Блаженство" - Нирвана. На китайском языке Не-пань. Неиббан на бурмийском. Мокша в Индии. (Т.Д,т.1,прим.ЕПБ) Елена Ивановна Рерих в Письмах (в Европу, т.1,с.416) говорит о стремлении человека достигнуть Нирваны и его представлении о ней: "Смены форм или бытия ведут к одной цели - достижению Нирваны, то есть полного развития всех возможностей заложенных в человеческом организме...Нирвана есть синоним бескорыстия, полный отказ от всего личного во имя Истины. Невежественный человек мечтает и стремится к Нирване, не имея ни малейшего представления об истинной ее сущности. Творить добро с целью получения результатов или же вести указанную жизнь для достижения освобождения не есть благородный путь, завещанный Готамою. Без мысли о каких-либо вознаграждениях и достижениях должна быть пройдена жизнь, и такая жизнь есть наивеличайшая" "Причины Страдания" - Нидана и Майя. Двенадцать Нидан (по тибетски Тен-дель-чуг-ньи) суть главные причины существования, следствия, порожденные сцеплением заложенных причин" (Т.Д.,т.1,прим.ЕПБ) "Ибо это есть...Двенадцать Нидан или Причин Бытия. Каждая есть следствие предшествовавшей причины и, в свою очередь, причина последующей. Совокупность всех Нидан основывается на Четырех Истинах, доктрина эта особенно характерна для Системы Хинаяны (см. "Буддизм", Васильева, с.97-128). Они принадлежат теории потока, закону сцепления. порождающего заслуги и проступки и приводящего, наконец, Карму в полную силу." (Т.Д,т.1,с.83) Алексей Лукин помог мне разобрать термин Ниданы:
В "Теософском словаре" Е.П.Блаватской дается следующее разъяснение: "Если взять человека, мы найдем, что его физическое и психическое строение есть лишь сочетание пяти групп агрегатов-сканд, которые подразделяются на человеческие качества: 1. форму - рупа; 2. чувствования - ведана; 3. представления - санжна; 4. силы - самскара; 5. сознание - вижнана. Все пять одинако неустойчивы и двойственны. Самскара суть наклонности и творческие силы, объясняющие настоящие дхармы (трансцендентальные носители определенного качества) предыдущими дхармами и которые в настящих дхармах подготовляют дхармы будущего. "Самскара - накопления, оставленные прошлыми чувствованиями и сообщающие аромат будущим чувствованиям". Сканда вижнана и отчасти санжна дают окраску или характер прочим сочетаниям и потому являются причиной, определяющей последующее существование, в смысле устремлений, наклонностей...Содержание сознания состоит из дхарм. Дхармы - это мысли. Мысли эти также реальны, как и четыре элемента или органа чувств, ибо с момента как вещь подумана, она уже существует. Человек есть комплекс сочетаний, и в каждый момент его природа определяется числом и характером частиц, которые его составляют. Каждое изменение в его сочетаниях делает из него новое существо. Но это изменение не исключает последовательности, ибо движение сканд не совершается случайно и вне закона. Вовлеченные в вечный прилив и отлив, агрегаты изменяются в одном направлении более, нежели в другом, ибо условия каждого нового сочетания определяются причиной, и причиной этой является качество предшествовавшей причины. Каждое последующее изменение пожинает плод предыдущих сочетаний и закладывает семя, которое оплодотворится в будущем сочетании" /Е.И.Рерих,т.1,с.418/
"Махаяна и Хинаяна - две основные школы Буддизма. Дословный перевод - "Большая Колесница" и "Малая Колесница". Махаяна, или Большая Колесница, распространена на всем Севере, как то: в Тибете, в Монголии, среди калмыков, бурят; конечно, последователи этой школы имеются и в Китае, и в Японии. Хинаяна, главным образом, распространена на Юге - в Цейлоне, в Индокитае; также имеются отделения и в Китае, и в Японии. Махаяна получила начало своё на юго-западе Индии во втором веке по Р.Хр.; основателем её был Учитель Нагарджуна. Почти одновременно, даже немного раньше, Учение это было введено на сев.-западе Индии Асвагошей, драматургом и отцом санскритской литературы. Главное отличие Махаяны от Хинаяны в том, что первая, кроме Готамы Будды, признает Иерархию Света, возглавляемую многими Бодхисатвами и Тарами. Среди этих Бодхисатв, кроме Майтрейи, особенно популярны Бодхисатва Ченрези, или тибетский Авалокитешвара (Покровитель Тибета), и Бодхисатва Манджушри (Покровитель буддизма); конечно, имеются ещё многие другие. Среди Тар (женские Божества) самой высокой считается многоокая и многорукая Дуккар, её отождествляют с Матерью Мира (Лакшми и Кали Индии), а иногда с Белой Тарой. Также почитаются и Тара Жёлтая, и Тара Зелёная, названные так по цвету их лучей. Второе отличие состоит в том, что, в то время, как Архат Хинаяны стремится к индивидуальному, личному спасению, Бодхисатва Махаяны ставит своей целью спасение мира, ради которого он даёт обет не вступать в Нирвану до достижения этой цели. Учение о Парамитах, или достижении Высшей Добродетели, особенно характерно для Махаяны. Последователи Хинаяны, кроме Будды Готамы и одного Его Преемника - Бодхисатвы Майтрейи, не признают никакой другой Иерархии. Само собой разумеется, они не признают и авторитета Далай Ламы и Таши Ламы. Имеются ещё небольшие разницы, но они не так существенны. Также правильно, что Хинаяна есть школа экзотерическая, тогда как Махаяна - Учение Эзотерическое." /Письма Е.И.Рерих, 19.03.36/
Я не хочу добавлять рассуждения от себя, пытаюсь расширить толкование Е.П.Блаватской из источников, которым можно доверять. Надеюсь, что такое кооперирование материала поможет лучше воспринять столь сложные вопросы. "Система Хинаяны или же Школа Малой Колесницы очень древнего происхождения; тогда как Махаяна или Школа Большой Колесницы относится к позднейшему периоду, ибо она возникла после смерти Будды." " Яна или Колесница есть мистическое выражение и обе "Колесницы" стараются запечатлеть доктрину, что человек может освободиться от страданий рождения и даже от ложного блаженства Девачана, путем достижения Мудрости и Знания, которое одно лишь может рассеять Плоды Иллюзии и Неведения. Майя или Иллюзия является элементом, входящим во все конечные предметы, ибо все, что существует, имеет не абсолютную, но лишь относительную реальность, так как видимость, в которую облекается скрытый нумен для данного наблюдателя, зависит от познавательных способностей последнего. Для неразвитого глаза дикаря любая картина явится сперва бессмысленным хаосом полос и мазков красок, тогда как воспитанный глаз тотчас же увидит лицо или пейзаж. Ничто не постоянно, за исключением единого, скрытого, абсолютного Бытия, заключающего в себе нумены всех реальностей" /Тайная Доктрина,т.1, стр84/
"На каком бы плане наше сознание ни действовало, мы и предметы, принадлежащие этому плану, являемся на это время единственными нашими реальностями. Но, по мере нашего продвижения в развитии, мы постигаем, что в стадиях, через которые мы прошли, мы приняли тени за реальности и, что восходящий процесс Эго состоит из целого ряда прогрессивных пробуждений, и каждое продвижение приносит с собою убеждение, что, наконец, теперь мы достигли «реальности». Но только, когда мы достигнем абсолютного Сознания и сольем с ним наше сознание, только тогда мы будем освобождены от заблуждений, порожденных Майей» /Т.Д., т.1,с.84/ «Каждая разбитая иллюзия есть ступень знания. Истинное знание сурово, и духовный путь суров.» /Письма Е.И.Рерих, т.2, 01.10.35/
"Единое есть нерушимый Круг (кольцо) без окружности, ибо оно нигде и всюду; Единое - беспредельный план Круга, проявляя диаметр лишь в Манвантарические периоды. Единое - неделимая Точка, нигде не находимая и всюду видимая во время этих периодов. Оно - Вертикальная и Горизонтальная линия, Отец и Матерь, вершина и основание Отца, два конца Матери, в действительности никуда не достигающие, ибо Единое есть Кольцо и также кольца, находящиеся внутри этого Кольца. Свет во Тьме и Тьма во Свете; "Дыхание, которе вечно". Оно исходит извне во внутрь, когда оно везде; и изнутри наружу, когда оно нигде, (т.е Майа - иллюзия неведения), один из Центров. Оно распространяется и сокращается (выдыхание и вдыхание). Когда оно распространяется, Матерь изливает и разбрасывает; когда оно сокращается, Матерь втягивает и собирает. Это производит периоды Эволюции и Разложения, Манвантары и Пралайи. Зародыш невидим и огнен; Корень (площадь круга) прохладен; но во время Эволюции и Манвантары ее одеяние холодно и сияюще. Жаркое Дыхание есть Отец, пожирающий потомство многогранного Элемента (разнородные) и оставляющий одногранных (однородные). Холодное Дыхание есть Матерь, которая зарождает, формирует, рождает и вновь принимает их в лоно свое, чтобы преобразить их к новому Рассвету (День Брамы или Манвантары)" "Выражение - "оно исходит извне во внутрь" и т.д, относится, во-первых, к заре Манвантары или к великой новой эволюции, после одного из полных периодических разложений всякой составной формы в Природе, от планеты до молекулы, в ее ультимативную сущность или элемент; во-вторых,, к частичной или местной Манвантаре, которая может быть солнечной, или даже планетной. Под Центром подразумевается здесь центр энергии, или же космический фокус. Когда, так называемое "творение" или образование планеты закончено тою силою, которая определяется оккультистами Жизнью, а Наукою энергией, то процесс происходит изнутри наружу, ибо каждый атом, как сказано, заключает в себе творческую энергию Божественного Дыхания. И тогда, как после абсолютной Пралайи, когда предшествующий материал заключается лишь в Едином Элементе, а Дыхание находится "везде", последнее действует извне во внутрь. После Малой Пралайи, когда все остается in statu quo в охлажденном состоянии, так сказать, подобно луне - тогда при первом трепете Манвантары планета или планеты начинают воскресать к жизни изнутри наружу./Т.Д., с.46/
Данная шлока поясняет предыдущую. И добавляет свою лепту к новым знаниям. После прочтения второй шлоки может возникнуть вопрос: где делись Ах-хи? Как получилось, что их не было? А вот и ответ - "Семи путей к блаженству не было". Это позволяет понять что Ах-хи не просто какой-то непроявленный духовный принцип. Они суть реальные существа. Можно даже сказать что личности. И все они бывшие человеки. О чем я и говорил в коментах к предыдущей шлоке. Что еще мы узнаем из данной шлоки. - Есть 7 путей к блаженству. Две идеи можно связать с данным утверждением: 1. Читатель д.б. знаком с данными путями (что это за пути) 2. Станцы будут пояснять 7 путей. Так как в станцах я разглядеть эти пути не смог, то склоняюсь к первой идее. Читатель должен уже знать что это за пути. - Чтобы стать Ах-хи нужно пройти по одному из этих путей. - Есть "Великие причины страдания" (одна из 4х великих истин Будды). - Не было никого/ничего чтобы порождать причины страдания и/или быть обольщаемым ими. То что в станцах указывается на одну из великих истин есть хорошая зацепка. Можно будет поискать остальные три. Кроме того, эзотерически великих истин может быть семь. Что еще интереснее. Блаватская, комментируя данную шлоку говорит что под причинами имеются в виду 12 нидан. ЗЫ: если подумать то возможна связь между "великими причинами страдания" и "семью путями к блаженству".