210. Искра бессмертия справедливо помещается некоторыми в разных центрах, каждый будет прав по-своему. Правда, в каждом центре имеется такая искра, но по условиям эпохи центры могут изменять свое значение. Одно сердце остается неизменным; только «Чаша» следует за сердцем в значении, остальные центры и гланды могут соответствовать космическим токам. Не только в суждении о центрах ошибаются люди, ибо везде они не допускают подвижную целесообразность. Но не только по эпохам сменяется значение психической энергии, но и по расам, по народностям и даже по родам, как будто то же самое происходит, но между тем человек касается Высшего иными щупальцами. Так можно заметить на многоногих насекомых, как они теряют некоторые ноги, но жизнеспособность не уменьшается. Конечно, при огненном сознании не наблюдается такое отмирание центров. Это значит, что мы опять приходим к утверждению полезности огненного сознания. Не будет преувеличением, если скажем, что огонь годится, как для земного, так и для Огненного Мира. Спросят – какой центр особенно важен сейчас? Теперь время синтеза, потому начнем все от самого сердца. Именно, поверх всего стоит сердце. Так, пусть и гортань, и «Чаша», и солнечное сплетение не отделяются от водительства сердца. Гортань есть инструмент синтеза, но трансмутация и приложение его происходят в сердце.
§210. ...Искра бессмертия справедливо помещается некоторыми в разных центрах, каждый будет прав по-своему... – Действительно, в отношении местоположения искры бессмертия монады, частицы Бога в человеке, в мировых религиях и эзотерических учениях существует некоторое разночтение и различие в подходе. Индийская йога, санкхья, тантризм, а также теософская традиция помещает божественную искру вне человеческого тела, над головой, или по крайней мере в область тысячелепесткового лотоса (темени). Однако и бхакти йога, и христианство, и суфизм помещают искру бессмертия в сердце. Даосская традиция утверждает, что «золотая пилюля бессмертия» выплавляется в середине нижней части живота, в так называемой срединной точке тела... – «дянь-тяне». (Правда, эзотерический даосизм говорит, что на самом деле существует три дань-тяня в человеке – низший, находящийся в середине нижней части живота, средний, помещающийся в области середины груди в так называемом эмоциональном сердце, и высший, охватывающий верхнюю часть головы и лба). В конечном счете «сущность всех периферийных тонких центров находится в срединном (королевском) центре человека – в сердце – потому характер разночтений о местоположении божественной частицы по сути относителен. В то же время каждый путь или духовная традиция с самого начала задействует в работу преимущественно ту или иную группу центров, потому божественная искра отводит часть общей энергии на подпитывание активности нового центра.
«Искра бессмертия справедливо помещается некоторыми в разных центрах, каждый будет прав по-своему». Симфония Агни Йоги очень хорошо объясняет эти слова, поэтому нет смысла повторять. «Правда, в каждом центре имеется такая искра, но по условиям эпохи центры могут изменять свое значение». Понимаю эту фразу так. Каждый центр отвечает за какую-то область жизнедеятельности человека, и чтобы эта деятельность могла свершаться, конечно же, необходима Искра бессмертия, дающая силы жизни. В разные времена, в разные эпохи своего уже миллионолетнего развития человек должен был утверждать в себе определенные качества, за которые отвечают различные центры. Поэтому, по условиям эпохи центры изменяли свое значение. В какой-то период нужно было развивать одни качества, и тогда становился более значимым тот центр, который отвечает за их формирование и развитие, в какой-то – другой, когда нужно было утверждать уже качества другие. Но во все времена «Одно сердце остается неизменным; только «Чаша» следует за сердцем в значении, остальные центры и гланды могут соответствовать космическим токам». Закон Всеединства, утверждающий взаимосвязь и взаимозависимость всего Сущего, действует во всём. И конечно же человек (микрокосм), неразрывно связанный с космическими токами Макрокосма, реагирует на них через свои энергетические центры. Но, так как токи космические весьма разнообразны, то, по Законам Магнита и Созвучия, реагируют на них разные центры. Но «Не только в суждении о центрах ошибаются люди, ибо везде они не допускают подвижную целесообразность». Жизнь есть постоянное движение, постоянное изменение. Развитие требует постоянного изменения, обновления энергий жизни. Продвижение по эволюционному пути есть постоянное совершенствование форм через утончение материи, через усиление вибраций энергий жизни. Поэтому «не только по эпохам сменяется значение психической энергии, но и по расам, по народностям и даже по родам, как будто то же самое происходит, но между тем человек касается Высшего иными щупальцами». То есть включаются в работу по принятию Высших токов различные энергетические центры человека. «Так можно заметить на многоногих насекомых, как они теряют некоторые ноги, но жизнеспособность не уменьшается. Конечно, при огненном сознании не наблюдается такое отмирание центров». Просто центр как бы закрывается и перестает реагировать на космические токи. Но по-прежнему «Одно сердце остается неизменным». Ведь сердце человека – обитель его бессмертного огненного духа. Уже знаем, что при пробудившемся духе сознание человека начинает очищаться, утончаться, одухотворяться, и на каком-то этапе становится огненным, то есть идентичным духу. «Это значит, что мы опять приходим к утверждению полезности огненного сознания». Ведь оно способно жить во всех мирах и состояниях. Поэтому «Не будет преувеличением, если скажем, что огонь годится, как для земного, так и для Огненного Мира», куда, по Плану Творца, пройдя все стадии совершенствования и создав себе огненное тело, должна вернуться каждая духо-монада. Ведь она – искорка – есть дитя того Огненного Мира, и он для неё – Дом Отчий. Но вернуться туда она может, лишь нарастив свои огненные силы, лишь превратившись из искры в мощно пылающий факел. И обретение человеком огненного сознания значительно ускоряет этот эволюционный процесс. «Спросят – какой центр особенно важен сейчас? Теперь время синтеза, потому начнем все от самого сердца. Именно, поверх всего стоит сердце». Как говорит древняя мудрость, у человека есть «Сорок девять центров и сорок девять огней, но синтез их – в Сердце, а Чаша – хранитель накопленного Сокровища. Хранителем Сокровенного Пламени отлагаемых в Чаше кристаллов огня можно назвать человека». (ГАЙ 1965:440) «Человек – это синтез всего, что заключено в нем, объединенного в одно гармоническое, сложное целое». (ГАЙ 1962:171) «Так, пусть и гортань, и «Чаша», и солнечное сплетение не отделяются от водительства сердца. Гортань есть инструмент синтеза, но трансмутация и приложение его происходят в сердце». Именно «Сердце трансмутирует огни организма согласно степени своего развития и утонченности. На престоле сердца любые огни можно очистить и претворить в светлый Агни. Сердце примем как трансмутатор огненных энергий, как пространственных, так и энергий своего микрокосма. Сердце – средоточие, солнце организма и трансформатор его огненного насыщения». (ГАЙ 1965:413)