Одна из основных проблем, с которой мы столкнулись - структура метода. По какому принципу выделять этапы практики? Сначала думали сделать по шаблону какого-нибудь другого Учения, например 8-ступенчатой Аштанга-Йоги. Но потом стало ясно, что шаблоны других Учений не подходят к Агни Йоге ввиду её многогранности и целого ряда принципиальных отличий от других Йог и Религий. Одно из которых в том, что от практикующего требуется самостоятельность и самодеятельностьУчение требует прежде всего самодеятельности ученика. Учение дает направление, расставляя вехи и щедро рассыпая драгоценные намеки, но ученик должен сам, своими руками и своими ногами, построить свой путь. Потому не ждите готовых патентованных формул. Из малых намеков сложите великое строение. (Е.И. Рерих,28.8. 1931) в поисках методов своего духовного развития, большая свобода выбора. Тем не менее, если сравнивать со ступенями классической Йоги, то аналогия может быть приблизительно такой: Данная схема далеко не полная и здесь нет возможности упомянуть о других основных аспектах практики Агни Йоги, но в целом аналоги ступеней из Аштанга-Йоги приблизительно такие. Хотя, наверное, возможны и другие варианты. Как вы обратили внимание, в Агни Йоге нет асаны, упражнений для тела. Дело в том, что в Аштанга-Йоге с помощью практики асан йогин подготавливает своё тело для успешной практики пранаямы, а также для длительных сессий концентрации и медитации в дальнейшем. А в Агни Йоге асана не нужна, потому что набор праны осуществляется не с помощью пранаямы, а целым комплексом психотехник по накоплению психической энергии (воздержание от негативных мыслей и эмоций, восприятие прекрасного, занятия искусством и т.д.). Также как нет концентрации и медитации, потому что необходимое качество мысли и ясность сознания приобретаются в повседневной жизни путём развития целого комплекса качеств в процессе труда на Общее Благо. Также как и для сосредоточения на образе Учителя и для молитвы необязательно находиться в уединении, а можно практиковать в любое время, даже по ходу рабочего дня. В этом смысле Агни Йога очень хорошо адаптирована для практики в социуме, среди людей, и не требует особых условий (времени, места, тишины, приспособлений и т.д.). Также одно из отличий в том, что в Агни Йоге нет конечной цели развития сознания. И самое высокое достижение на данном этапе - это лишь ступень к новым достижениям в Беспредельности. Метод Агни Йоги назван методом открытия путей3.259. Спросят: как назвать метод Учения? Метод открытия путей. Считайте открытие центров следующим. Чутье должно подсказать, как заботливо нужно оградить индивидуальность. Менее всего пригодна система обычных лекций. Могут быть призывы ко множеству, но строительство происходит индивидуальными беседами. Один из Наших Учителей обычно лишь начинал предложения, предоставляя ученику докончить мысль. Так настраивал Он свободное сомышление. Принцип свободы подхода, свободы служения и труда должен быть охранен. Явление тягости начала служит лишь признаком несовершенства. Утверждение явления мудрости будет в твердых вехах, окружающих намеченную фигуру знания. Открывая правильную дверь, дадим правильное направление.. И метод представляет собой синтез восточных и западных традиций4.399. Метод Нашего Учения обычно осуждается с двух сторон. Приверженцы старины не могут простить Нашего внимания к западной современной науке. Последователи Запада не могут простить почитания явлений древнейшей мудрости. Язык символов забыт Западом. Когда Запад слышит о небесном драконе, он улыбается. Но когда вспоминаем Serрent Solaris, тогда улыбка уменьшается, в особенности когда солнечный змий превращается в змия солнечного сплетения. И небылица становится физиологическим фактом, ибо когда просыпается змий солнечного сплетения, тогда становятся доступны все четыре формы небес. Символика древнейшей мудрости основана на сличении макрокосмоса с микрокосмосом. Потому в самых отвлеченных образах ищите человеческий организм с его возможностями. Мы на Западе встречаем множество условных выражений, но это не отвращает Нас от их смысла. Нужно лишь изгнать предрассудок. Часто Мы слышим жалобы на недействительность Нашего Учения. Обычно жалуются те, кто Учения не применяют. Разве поможет лекарство запечатанное? Кроме того, не многие могут похвалиться знанием Учения. Или они соображают его с ветхим своим мышлением, или читают урывками, не сочетая смысла. Нужно применять Учение прежде, нежели судить. Легкомыслие международно., соответствует требованиям времени4.320. Каждое время имеет свои методы. Ссылаться на старые прецеденты похоже на ношение сапог деда. 4.188. Каждый век проводится особый вид йоги по физическому состоянию мира. Нельзя приложить элемент земли там, где требуется огненное исцеление. Ни вода, ни воздух не заменят крыльев огня. Как неумолима катастрофа, сметающая материки, так же неотложна Йога познания огненной мощи. Понимание сроков является признаком просветления сознания.. Поэтому Агни Йога - это Йога будущегоЙога, как высшая связь с космическими достижениями, существовала во все века. Каждое учение содержит свою Йогу, применимую к ступени эволюции. Йоги не отрицают друг друга. Как ветви одного дерева они расширяют тень и дают прохладу путнику, утомленному зноем. Полный новыми силами странник продолжит путь. Он не отнял ничего чужого, он не извратил устремления, он допустил явление благодати пространства, он дал свободу силам сужденным, он овладел своим единственным имуществом. Не избегайте сил Йоги, но как свет относите их в сумерки неосознанного труда. Для будущего мы встаем от сна. Для будущего обновляем покровы. Для будущего питаемся. Для будущего устремляемся мыслью. Для будущего собираем силы. Сперва применим советы жизни, а затем произнесем название Йоги ближайших дней. Мы услышим шаги стихии огня, но будем уже готовы управлять волнами пламени. Потому мы приветствуем старшую Раджа Йогу и утверждаем будущую Агни Йогу. [Агни Йога, Предисловие]. Кроме того, в процессе анализа текстов Агни Йоги стало понятно, что нельзя ограничиваться какой-то одной структурой, потому что это не даст полной картины. Необходимо подробно рассмотреть все центральные понятия Учения, основные идеи каждой из 14-ти книг и этапы пути, описанные в самой Агни Йоге. Среди тысяч параграфов наиболее часто даются практические указания по следующим категориям: 1) Позитивные качества - 11,1% 2) Негативные качества - 6,15% 3) Психическая энергия - 7,88% 4) Дисциплина мысли - 5,32% 5) Служение и Иерархия - 4,92% 6) Сердце - 4,29% 7) Тонкий Мир, Огненный Мир, связь Миров - 4,26% 8) Мир, сроки, события - 3,98% 9) Медицина - 3,75% 10) Учитель - 3,35% 11) Община и единение - 2,77% 12) Труд, действие - 2,57% 13) Беспредельность - 1,23% 14) Дальние миры, космос - 1% 15) АУМ, молитва, связь с Высшим - 0,92% Разные идеи (и ещё не классифицированные) - 36,51% Каждую из этих категорий мы рассмотрим очень подробно в соответствующих главах. Они будут основой метода и на них мы будем ссылаться при описании разных этапов пути. Есть и другие категории, которые встречаются менее часто. Их мы тоже постепенно будем рассматривать. Стоит также отметить, что достаточно сложно было выделить отдельные идеи и практические указания ввиду того, что все они тесно переплетаются друг с другом. Нет чёткой границы между теми категориями, что мы выделили. Необходимо каждую рассматривать в комплексе с остальными идеями. А в категории "Разные идеи" содержатся множество идей на самые различные темы, которые довольно сложно систематизировать и выделить в конкретные блоки. Но с ними мы тоже будем постепенно разбираться. Второй момент - 14 книг Агни Йоги сами по себе можно рассматривать как этапы пути. Они неслучайно даны именно в таком порядкеСпросят — «почему сперва «Беспредельность», потом «Иерархия» и лишь после «Сердце», отчего не наоборот?» Но раньше направление, потом связь, после средство. [Сердце, 6]. Каждая книга несёт ряд идей и указаний, которые нужно вместить и применить после усвоения предыдущих. Многие идеи повторяются из книги в книгу на новом уровне (витке). Поэтому важно вкратце описать основные идеи каждой книги. И третий момент - непосредственно этапы пути, описанные в самой Агни Йоге. А также ряд идей, которые нужно вместить и ряд качеств, которые необходимо приобрести: 1) Четыре камня основанияДрузья! Четыре камня положите в основание действий ваших. Первый - Почитание Иерархии. Второй - Сознание единения. Третий - Сознание соизмеримости. Четвертый - Применение Канона "Господом твоим". Для утверждения первого - призовите всю любовь вашу. Припомните из детства вашего лучшие улыбки, самые яркие лучи солнца и первую песнь птиц за окном. Для второго - облекитесь в оружие дня, достаньте доспехи ваших действий и освежите восприятие глотком трезвой воды. Для третьего - выберите в вашей рабочей комнате самую высшую и отвесную линию и назовите ее размером Плана. Все недовольства, раздражения и утомления прикладывайте мысленно к размеру мирового Плана - и, сравнивая, не найдете даже малейшего места для призрачных настроений. Для четвертого - представьте себе всю бесконечность звездного мира. Поистине, у Отца много домов, который из них запятнаем? Вспоминая данный канон, представьте, как из запертого дома выходите на свет. Так придет к вам все, в чем нуждаетесь. Начертайте на первом камне Голубя. На втором - Воина. На третьем - Колонну. На четвертом - Солнце. [Озарение, 2-IX-9] 2) Начало практики Агни ЙогиКто-то молодой спросит: «как понимать Агни Йогу?» Скажите — как распознание и применение к жизни всесвязующей стихии огня, питающей зерно духа. Спросит — как же мне подойти к этому познанию? «Очисти мышление, и после познай три наихудших свойства твои и предай их сожжению в огненном устремлении. И тогда избери Учителя на земле, и познавая Учение, укрепи тело данными лекарствами и пранаямой. Увидишь звезды духа, увидишь огни очищения центров, услышишь голос Учителя Незримого и вступишь в прочие тончайшие понимания, преображающие жизнь. Помощь тебе, вступивший, готова и поручение дано. Ты познал, что радость есть особая мудрость. Ты не вернешься к прежнему берегу потока. Ты осознал пространственные битвы. Для тебя нет более слепой очевидности. Ты познающий сотрудник и брат!» [Агни Йога, 185] 3) Признаки вступления на путь СлуженияВас могут спросить, как обозначается вступление на путь Служения? Конечно, первым признаком будет отрешение от прошлого и полное устремление к будущему. Вторым признаком будет осознание в сердце Учителя, не потому что так нужно, но ибо иначе невозможно. Третьим будет отметение страха, ибо вооруженный Владыкою неуязвим. Четвертым будет неосуждение, ибо устремленный в будущее не имеет времени заниматься отбросами вчерашнего дня. Пятым будет заполнение всего времени работою для будущего. Шестым будет радость Служению и предоставление всего себя на пользу миру. В-седьмых, будет духовное устремление к дальним мирам, как путь сужденный. По этим признакам увидите дух, готовый и явленный для Служения; он поймет, где поднять меч за Владыку, и слово его будет из сердца. [Иерархия, 196] 4) Открытие четырёх вратХотящий плавать должен бесстрашно броситься в воду. Решивший познать Агни Йогу, должен преобразить ею всю жизнь. Почему люди думают, что можно Йоге уделять часть ленивого досуга, пребывая в нечистых помыслах все остальное время? Именно, все действия должны быть проникнуты очищающим огненным устремлением. Помните, как начинал с вами познание Агни Йоги, так же и вы вводите ваших учеников в пределы овладения огненной Йогой. Как ваятели начинайте касаться разных сторон сырой материи. Неожиданно, неустанно высекайте искры огня жизни из поверхности хаоса. Как игра Великой Матери достигает мощи в извивах спирали энергии Фохата, так мужественно дайте людям все неожиданное понимание обобщения жизни при познании Беспредельности. Не обращайте внимания на ныряния и взлеты духа, ибо это могут быть лишь кольца спирали движения. Хуже ровная невнимательность и самомнение. Агни Йога пусть ведет путем построения пламени, являя подобность вечному зарождению космических образований. Самая обобщающая Йога накладывает обязательства построения всей жизни в соответственной незаметно-внешней дисциплине. Если эта незаменимая дисциплина может не быть цепями, но претворится в радость ответственности, то можно считать первые Врата открытыми. Когда будет осознано сотрудничество с дальними мирами, тогда откроются Врата вторые. Когда же будут поняты основы эволюции, тогда упадет затвор третьих Врат. Наконец, когда будет понятно преимущество уплотненного астрала, тогда затвор четвертых Врат упадет. Наряду с этим продвижением зажигаются огни центров познания и приходит чувствознание среди молний тончайших энергий. Так берегите огонь познания и берегите растущую мощь. [Агни Йога, 163] 5) Качества АрхатаТолько подумайте, ничем нельзя подделать ауру и содержание секреций. Такое простое соображение трудно усвоить человечеству. Даже среди испытаний Архатов подобные вопросы имеют место. Ничего не видеть, ничего не слышать, но тем не менее верить до степени высшего познания – это тоже качество Архата. Появление сердечного устремления – это тоже качество Архата. Умение разбираться в великом и малом – тоже качество Архата. Бережливость основной энергии – тоже качество Архата. Постоянное желание блага – тоже качество Архата. Мужество и терпение – тоже качество Архата. Нелепо понимать сущность Архата, как нечто неземное; Он формируется на Земле, как Водитель сердец. Он предоставляет себя, как фокус новообразований. Сознание Его видит всё, казалось бы, невозможные земные условия, но сердце Его понимает, как трансмутировать эти преграды. Малые духом постоянно страшатся битвы или, вернее, того состояния, которое Мы называем битвою. Но никакое иное определение не покроет состояния борения и преуспеяния, как битва. Так можно найти и место противнику, как оселок для заострения меча. Считаю, что можно Учителю посылать усиленные стремления в совместной битве. [Сердце, 585] 6) Степени познаванияСтепени познавания: встревоженный, озирающийся, стучащийся, внемлющий, припоминающий, претворяющий, меченосец, мощный, лампада пустыни, пустынный лев, сотрудник Начал, создатель. Каждая степень делится на три подстепени. Порядок должен быть проходим постепенно. Устремленный может скоро овладеть, но отступник низвергает себя. [Агни Йога, 107] 7) Йога – отказ от самости и принесение пользы МируЕсли изложить условия и назначения Иоги, то число желающих примкнуть будет вовсе не так велико. Ужасно будет для них явление отказа от самости; когда Иог чувствует себя одинаково и в скудности и в изобилии; когда он чувствует себя лишь распорядителем средств; когда Иог чувствует свое назначение в принесении пользы Миру и праздник свой в общении с Высшими Силами. Такой образ жизни с принятием на себя всех тягостей несовершенства окружающего не многим будет по душе. Немногие умеют мыслить вообще о будущем, успокаивая себя непонятными буквами Писания. Не должны мы слишком думать о земном, но нигде не сказано, что не должны мыслить о будущем. Но дума о будущем есть уже врата в Беспредельность. Так мыслите о будущем и можете быть уверены, что эта дума будет поддержана Иерархией. [Иерархия, 451] 8) Качества взыскующих Общего Блага(311). 3.4.6. Укажу качества взыскующих Общего Блага. Первое – постоянство устремления. Второе – способность вмещения, ибо плох общинник отрицающий, но ищущий правды достоин Общего Блага. Третье – уменье трудиться, ибо большинство не знает ценности времени. Четвертое – желание помочь без предрассудков и присвоения. Пятое – отказ от собственности и принятие на хранение плодов творчества других. Шестое – изгнание страха. Седьмое – бодрствование явить среди тьмы. Так нужно сказать тем, кто, обуянный страхом, покрывается отрицанием. Указать нужно, что миллионы людей ждут открытия Врат. Узы тягости не замените оковами боязни. Сравнить можно боязнь с проказою, обе покрывают человека инеем отвратительности. Серые сумерки приниженности сложили лохматое понимание жизни. Теперь оно должно кончиться в грозе и буре. 9) Как действует провод только что вступающих на путь СлуженияУсмотрим, как провод только что вступающих на путь Служения действует. Сперва они устремляются к невидимому, неведомому Свету, все чаяния напряжены, все искания явлены, и огненно устремляется дух. Затем, провод утверждается, как личное искание, затем следует туча сомнений и устремлений, но когда дух может превозмочь все нашествия темных, то залог устремления и восхождения может утвердиться. Так нужно запомнить водителям духа. Не так страшны бывали явные враги, как подошедшие к Свету, ибо когда не осознаны ужасы сомнения, то и путь Света не осознан. Именно, нужно осознать весь Свет, чтобы распознать голоса Света от нашептываний тьмы. Каждый знает, как можно оборониться от врагов; кто являет самооборону, кто предусматривает опасность, кто являет битву врагу. Но пути новоподходящих к Свету должны быть очень направляемы и блюдимы, ибо когда сомнения не изжиты, нужно устремлять дух к пути Света. Именно, как сказала Ур. — нужно все поставить на карту. Так запомним на пути к Миру Огненному. [Мир Огненный 3, 81] 10) Начало приближения к Огненному Миру будет в усвоении основ жизни10.318. Наверно кто-то спросит – где же слова об Огненном Мире, поучения Этики не обозначают для нас стихию Огня? Такие люди никогда не поймут, что начало приближения к Огненному Миру будет в усвоении основ жизни. Только невежда будет требовать химический состав Огненного Существа. Но утонченное сознание знает, что психическая энергия приводит к пониманию Огненного Мира. Только сердце подскажет, как можно по гладкому камню подниматься к высотам. 11) Как приступить к пламенной Йоге Сердца8.444. Среди священных болей есть некоторая группа, называемая «Вина Создателя». Как на музыкальном инструменте раздаются аккорды, так пробегают боли центров гортани, плечей, конечностей, колен и прочих центров, так настраивается сердце. Несомненно, что сердечная связь с Высшим остается единственным прибежищем человечества. Прочие Йоги имели отношение к иным космическим условиям. Сердце выдвигается, как якорь в бурю, и нетрудно приступить к пламенной Йоге Сердца. Первое, нужно почувствовать великую битву и грозную гибель, собравшуюся над Землею; второе, нужно ощутить сердце свое, как прибежище, и третье, утвердиться на Иерархии. Кажется не трудны эти условия, но мы так часто предпочитаем боковые тропинки и даже предпочитаем обман, лишь бы не обратиться к простейшему средству. Конечно, нужно напряжение сердца, и недаром сердце называлось – Великий Узник. 12) Самоусовершенствование должно начинаться с отрешения от малых вредоносных привычек14.370. Урусвати знает, что самоусовершенствование должно начинаться с отрешения от малых вредоносных привычек. Обращаем внимание на условия о малых, обиходных привычках. Люди иногда полагают, что нужно отрешиться от самых главных препятствий, но такой путь обычно бывает непосилен. Кроме того, можно наблюдать весьма уродливое явление, когда человек полагает, что он освободился от самых главных препятствий, но, в то же время, он остался увешанным самыми безобразными малыми привычками. Такое дерево, гнущееся под тяжестью отвратительных плодов, взращенных в течение многих веков, являет зрелище плачевное. Также надо помнить, что изгнание некоторых малых привычек совсем не легко. Среди них будут и такие, которые незаметны самому себе, только зоркий глаз может их распознать. Но такие сокрытые привычки часто служат ключом к самому главному перерождению. Помните старинную пословицу: «Умей поймать за хвост самого маленького черта, и он укажет, где наибольший». Следует повторять такую народную мудрость, чтобы от поверхностного чтения книг Учения перейти к действию. Можно указать, как некоторые именно после прочтения всех книг оказывались как бы ничего не приобретшими. Можно даже найти, что такие омертвелые читатели отступали назад и оказывались хуже неграмотных. Но пусть они сообразят, что именно во время чтения ими было претворено в действие? Пусть они скажут себе, от каких привычек им удалось освободиться? Пусть запишут, что явило им пользу из прочитанного – самая малая привычка осталась неприкосновенной. Можно ли ждать, что гармония водворится среди гама диссонанса? Так не забывайте предупреждать друзей об отрешении от самых малых привычек. Мыслитель сам умел отрешаться от малых и великих привычек. Он учил не носить в одежде ненужных камней. Мы постараемся подробно разобрать эти параграфы, однако главным образом информация в них будет пополняться в ходе практического постижения Учения последователями. Возможно есть и другие похожие параграфы, которые не вошли в этот список. Их мы тоже будем разбирать по мере обнаружения. Кроме того, в Агни Йоге присутствует достаточно много советов по внешней жизни (режим дня, приём пищи, порядок в доме и т.п.) и по медицине (лекарственные препараты, лечение и профилактика болезней и т.д.). Их мы тоже будем рассматривать в отдельных темах.
А в Агни Йоге асана не нужна, потому что набор праны осуществляется не с помощью пранаямы, а целым комплексом психотехник по накоплению психической энергии (воздержание от негативных мыслей и эмоций, восприятие прекрасного, занятия искусством и т.д.). ...укрепи тело данными лекарствами и пранаямой... [Агни Йога, 185]
Да, определённый вид пранаямы в Агни Йоге есть, но со многими пояснениями и уточнениями, и вовсе не как основной метод накопления психической энергии. Выполнять пранаяму советуется без задержек дыханияСовет быть очень осторожной, малая, краткая пранаяма, без удержания дыхания, не может повредить, но не так, как это делается некоторыми, ознакомившимися с книгами разных псевдойогов, да еще при гимнастике; это может привести неожиданно к самым печальным результатам! Потому очень прошу Вас, будьте осторожны. Я никогда не делала никаких упражнений, даже простой пранаямы. По правде сказать, у меня инстинктивное отвращение ко всем искусственным насилиям там, где мы касаемся сокровенных огней сердца. Ведь усиленная пранаяма развивает низший психизм и медиумизм, эти два антипода истинного духовного развития. [08.09.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1], по утрам не более пяти минутМожете спросить Меня — какие физические приемы полезны для Агни Йоги? Советую малую пранаяму утром, не более пяти минут, не нужно употреблять мяса, кроме копченого, фрукты, овощи, молоко, мучное, как всегда полезны. [Агни Йога, 166]. Необходимо также учитывать: Во-первых, пранаяму можно заменить общением с растениямиНичто не собирает эссенцию праны равно растениям. Даже пранаяма может быть заменена общением с растениями. И годно понять, как пристально надо углублять взор в строение растений. Поры растений расширяются не только новыми листьями и цветами, но и удалением омертвелых частей. Закон питания земли посредством щупальцев растений дает возможность черпать из этого резервуара через обоняние и зрение ценное качество жизнеспособности, так называемое Натуровалорис, получаемое при сознательном устремлении. [Озарение, 2-V-11]. Во-вторых, иногда слово пранаяма употребляется скорее как аллегория, обозначающая каждодневный ритм трудаСпрашивают — как быть с каждодневной рутиною? Очень боятся ее, считают гибелью творчества, думают об унижении достоинства. Но скажем — признайте в каждодневной работе пранаяму, возвышающую сознание. Прана нисходит из высших сфер, но каждая работа рождает энергию, которая в сущности своей подобна пространственной энергии. Так знающий существо энергий может тачать сапоги или бить ритм барабана, или собирать плоды. Во всем будет рождена высшая энергия, ибо она рождается из ритма Космоса. Только низкое сознание боится ритма труда и тем создает темницу свою. Трудно понимает человечество, что царь и сапожник вполне соизмеримы. [Агни Йога, 645]. Труд также назван лучшей пранаямойСпросят — в чем лучшая пранаяма? Чем вырабатывается лучший ритм? Чем побеждается червь уныния? — Трудом. Лишь в труде образуется очарование совершенствования. В труде придет и огненное крещение. [Надземное, 102]. В третьих, на высоких этапах практики пранаяма вообще не нужна т.к. Йог напрямую получает энергию из пространственного огняЧистый Йогизм знает, как явление центра легких может все трансмутировать по желанию. Конечно, теперешние йоги пользуются пранаямой для возгорания этого центра. Высший Йог не нуждается в пранаяме, для него существует прямой провод с огнем пространства. Все проявления являют необходимость в пранаяме, как хождение по воде и полеты. Но есть миссии выше. [Беспредельность ч.1, 103]. В-четвёртых, пранаяма названа искусственным методом из других йог, в Агни Йоге же её может заменить огненное сердцеМожно видеть, как пранаяма и прочие искусственные приемы разных йог могут быть заменены простым огненным сердцем. Конечно, эта простота относительна, к ней ведет пылающий, огненный путь. [Иерархия, 297] Пранаяма всех родов, в сущности своей, направлена на возгорание сердечных огней. Конечно, из всех множеств, практикующих пранаяму, лишь очень немногие получают положительные результаты. В чем же причина? Конечно, в несознательном отношении к сердцу. Делается сложное упражнение, и сознание устремляется к вычислению или чередованию телодвижений, иначе говоря, к внешним материальным приемам. Но никакие земные вычисления не зажгут талисман сердца. Солнечная энергия не существует без солнца, так и сердце не возгорается без устремления к средоточию. Так легче зажечь сердце порывом к средоточию, нежели полагаясь на материальные вычисления. Конечно, пранаяма была мудро установлена, как вспомогательное средство для ускорения следствий. Но как скоро потерял значение мантрам сердца, так и пранаяма обратилась в механическое средство от насморка. Потому будем помнить о священном сердце, как пути к средоточию. [Сердце, 378]. Поэтому советуется не полагаться на разные внешние пранаямыНе полагайтесь на разные внешние пранаямы. Путь Агни Йоги через сердце, но следует помочь сердцу порядком мыслей.. При простудистых заболеваниях советуется выполнять "огненную пранаяму". Без задержек дыхания и с определённой визуализациейПотому при заболеваниях, особенно простудных, полезно делать огненную Пранаяму. Эта Пранаяма будет очень несложна: то же вдыхание носом и выдыхание ртом с направлением Праны в место заболевания. Но для усиления действия следует в сознании держать, что вдыхается Огонь Пространства и выдыхается уже сожженный Ур. Так опять Огонь будет лекарством и врач может облегчать болящего, сказав ему, как просто привлечь основную энергию. Явление болезни, по счастью, усиливает отношение к вере и труднобольной легче примет истину об Огне.. Также сказано о синтезе, о необходимости разрешить в сознании все кажущиеся противоречия по вопросам пранаямыУрусвати знает сколь необходимо пресекать всякие недоумения. Мы упоминали о пранаяме, но в то же время указывали на естественные пути восхождения, Не будет ли в этом противоречия? Поясним — Мы не отвергаем пранаяму и даже указываем на полезность ее. В некоторых случаях пранаяма будет, как лекарство для организма. Мы постоянно советуем легкую пранаяму. У нас дыхание есть важный процесс, но во всем естественная пранаяма будет наилучшим решением. Люди не должны лишь определенное время посвящать очищению дыхания. Они нуждаются в этом многократно в течение дня. Потому целительно вдохнуть свежую прану несколько раз перед произнесением каких-либо значительных слов. Такая естественная пранаяма ответит современному положению вещей. Могут сказать, что ораторы часто употребляли такой метод. Но редко они действовали сознательно, между тем, именно сознательность преобразит каждый вздох. Таким образом, возражатель поймет, что известное качество пранаямы Нами весьма утверждается, но мучительные древние приемы должны быть пересмотрены. Также должны быть обновлены и кастовые воззрения. Некогда в глубочайшей древности такие ограничения мудро предусматривались, но эволюция совершила много оборотов, и мудро будет переоценить жизненные условия. Пусть не явится препятствием предрассудочное мышление. Мыслитель учил, что на Земле не может быть рабского состояния, иначе природа людей не была бы божественной. [Надземное, 441]. Елена Рерих советует выполнять только лёгкую пранаяму и с большой осторожностью, иначе есть опасность медиумизмаУпражнения в Хатха-йоге, именно, только самая лёгкая пранаяма, производимая с большою осторожностью, могут укрепить здоровье, в обратном случае они приведут к медиумизму, одержанию, так называемому сумасшествию. [06.05.1934 Елена Рерих Александру Асееву ]. А также говорит о том, что пробуждение чувствознания никакими пранаямами не достигаетсяНикакая пранаяма не даст Вам необходимого очищения и высоких следствий, если сознание не будет соответствовать высокому идеалу. Высшие формы Йоги не нуждаются в пранаяме. Каждый кули в Индии знает о пранаяме, каждый средний индус ежедневно проделывает её, но как далеки они от духовных достижений! Потому не полагайтесь на одну пранаяму. Высшее достижение йога есть открытие Глаза Дангмы, и это не есть то, что мы называем ясновидением, но именно пробуждение чувствознания, которое никакими пранаямами не достигается, но есть следствие тысячелетних накоплений, непрестанных духовных устремлений и самоотверженных жизней; следствие, отложенное в виде тончайших энергий в «чаше». Именно к пробуждению уже накопленных энергий и к отложению новых должен стремиться каждый некнижный оккультист. [06.05.1934 Елена Рерих Александру Асееву ].
Думаю, правильнее было бы говорить не о всех книгах, а только о книгах серии "Агни Йога". В начале 20-х годов у Владыки были другие планы, например, в дневниках Е.И. есть запись о планах завершить первые 2 книги третьей с описанием перевоплощений Рерихов - с тем, чтобы эту трилогию дать в качестве духовного руководства, возможно, своего рода Священного Писания, народам планировавшегося нового государства в Азии (Новой Страны). Потом планы изменились, и была издана "Община", также преследовавшая и определенные политические цели, а именно, синтеза буддизма с тогдашним марксизмом-ленинизмом. Речь непосредственно об Агни Йоге пошла только в 4-й книге. Поэтому первые 3 книги можно считать как бы введением в Агни Йогу, приближением к ней.
В Карма, Бхакти и Джнана йогах тоже нет асан. Интересно было бы сравнить Агни Йогу с этими йогами. Мне кажется, она гораздо ближе именно к ним и по сути представляет собой синтез их основных элементов.