153. Каждый, осознавший основы эволюции, имеет обязательство передать это знание некоторому числу людей. При этом большой и малый провозвестник подлежит одному закону: он должен передать знание без всякого насилия их свободы. Основы эволюции могут быть осознаны лишь добровольно и могут быть приложены людьми к жизни лишь в стремлении восставшего духа. Для поворота эволюции нужно перестроить всю жизнь. Недоступно это тому, кто не готов в духе принести Земле. Но, между тем, этот дар имеет значение для окончания земного пути. Из наиболее древних заветов Веданты Мы знаем этот освобождающий принцип. Но перед обновлением эволюции Наша обязанность - твердить об этом двигателе.
§153. …Из наиболее древних заветов Веданты Мы знаем… - Веданта (санскр., букв. конец вед) – одно из самых распространенных религиозно-философских течений в Индии. Относится к одной из шести даршан – ортодоксальных течений философии, признающих авторитет вед. В центре внимания Веданты, представляющей собой развернутый комментарий к ведам, находится учение об Атмане (индивидуальном духовном начале) и Брахмане (единой высшей реальности). Три основные положения, сквозным образом проходящие через всю ведантическую традицию: 1. «Брахман реален»; 2. «Мир иллюзорен»; 3. «Джива (воплощенный индивид) есть Шива (Абсолютный Дух)». Практически каждый значительный мудрец или философ Индии считал своим долгом высказаться по поводу священных текстов индуизма о единстве Брахмана и Атмана. К наиболее ярким представителям Веданты обычно относят таких индийских мудрецов, как Шанкара, Рамануджа, Чайтанья, Рамакришна, Вивекнанда. Учение очень высоко почитает сокровенную изначальную традицию, заложенную в Веданте.
Действительно, каждый, вместивший в сознание определённый уровень истинных знаний, должен передать их готовым сознаниям – это закон. При этом соблюдаются два принципа – передача знания без всякого насилия и по сознанию. Освобождающий принцип - жертва, отдача. Лишь человек, радостно отдающий свою силу на Общее Благо, может считаться истинно свободным от оков Земли. Оковы Земли крепко держат еще неосвобожденного человека, страдающего от тысячи неутоленных страстей, желаний и прочих оков самости.
153. Каждый, осознавший основы эволюции, имеет обязательство передать это знание некоторому числу людей. При этом большой и малый провозвестник подлежит одному закону: он должен передать знание без всякого насилия их свободы». Действительно, «Нелепо навязывать кому-нибудь свои убеждения, ибо можно только лишь вкладывать в готовое к восприятиям мысли сознание и стремящееся к знанию. Как же можно кого-нибудь убедить в чем-либо, если его сознание не готово? Безнадежная задача». Так поступают Великие Учителя и говорят нам: «Мы никого не Зазываем на Свой двор. …Мы не Вмешиваемся в человеческие кармы. …Мы Соблюдаем Закон Свободной Воли и Принимаем только к Нам приходящих и добровольно откликнувшихся. Мы Руководствуемся Законом созвучия, подчиняясь которому ответно звучат готовые к восхождению духи». (Г.А.Й. 1970:304) Так должны поступать и мы, те «малые», уже «осознавшие основы эволюции». «Получивший должен раздать неимеющим – это закон. Раздача идет по сознанию приходящих. Соизмеримость трудна, ибо хочется дать больше, чем способно воспринять сознание. Много среди отходящих тех, мера вмещения кого была переполнена сверх меры. Лучше недодать, чем передать и тем не устрашить ищущего. Желудки у всех разные, т.е. вместимость сознания, его способность ассимиляции». (Г.А.Й. 1958:819) «Лучше, лучше дать меньше, нежели переобременить. Иной раз даже трудно сказать, что вреднее: умолчание или перегрузка сознания сверх того, что оно в силах вместить. Ибо последняя может произвести надлом сознания и отвратить его от того, что так яро пытались втиснуть в него, отвратить навсегда. Насилие над сознанием недопустимо. Говорить не по сознанию есть худший вид насилия над человеком. Много предательств произошло от не ко времени сказанного слова. Сознание человеческое – хрупкий сосуд, требующий очень бережного отношения». (Г.А.Й. 1961:529) Надо твердо помнить, что «Основы эволюции могут быть осознаны лишь добровольно и могут быть приложены людьми к жизни лишь в стремлении восставшего духа». - «Закон свободной воли требует, чтобы устремление исходило от ученика, а не от Учителя. Учитель насыщает устремления пришедших к Нему. Когда оформлено желание ученика, Учитель, если это допускается Кармой, удовлетворяет его, но Сам за ученика никогда не Решает, если только такое решение может нарушить свободную волю». /Г.А.Й. 1965:158 (Гуру)/ Человеку «Надо идти самому, не дожидаясь, что потащат в рай. Царствие Божие силой берется, но своей собственной, а не чьей-то чужой». (Г.А.Й. 1968:541) «Для поворота эволюции нужно перестроить всю жизнь. Недоступно это тому, кто не готов в духе принести Земле». Перестроить жизнь на Земле можно, лишь перестроив сознание её жителей. Задача наитруднейшая. Ведь знаем уже, что ничто не меняется так медленно, как сознание человека. И всё же, хоть и трудно, но изменить сознание землян можно. Для этого и дано Учение Живой Этики. И первой ступенью изменения сознания людей будет борьба с самостью. «Долг каждого человека – добровольно и сознательно выйти за ограду своей самости и приобщиться к жизни великого коллектива и внести в нее свою светлую долю, свой дар планете своей, своему космическому дому, который можно улучшить, украсить и сделать прекрасным садом земным, дающим радость и счастье всем его домочадцам. Каждый мыслью своею строительству новому может помочь, где бы он ни был и что бы ни делал. В стороне от великого планетного переустройства остаться нельзя, ибо можно очутиться за бортом жизни космического корабля, которым является наша планета в мировом пространстве». (Г.А.Й. 1961:178) Это очень важно для каждого человека, ибо «этот дар имеет значение для окончания земного пути. Из наиболее древних заветов Веданты Мы знаем этот освобождающий принцип». – Цель каждого истинного йога – выйти из колеса Сансары, то есть больше не рождаться на Земле, а перейти на более высокую планету. Отказ от личных желаний, которые и привлекают дух к рождению, и устремление к Общему Благу во многом могут способствовать этому. Для этого надо твердо усвоить, что «Личные воспоминания и личный мирок самости столь же нужны пространству, сколько нужны вам личные воспоминания какого-нибудь незнакомого вам человека. Вы чувствуете, насколько они неинтересны, а главное ненужны. В нас нужно только то, что полезно и нужно людям вообще, но не то, что касается нас лично самих. Потому даже говорить о себе не этично. Дайте людям, дайте Миру, отделите нечто другим от себя, все равно что, но дайте. Только даяние в какой бы то ни было форме может служить оправданием жизни и давать жизни смысл. Люди задыхаются от бессмысленного существования, если не могут давать, хотя часто и не понимают причины. Но дух чует пространственную нелепость и бессмыслицу эгоистического прозябания и задыхается в ней. Цель жизни в даянии, и не потому, что имеющий должен давать, а потому, что дающий разрушает ограду самости, выходит за пределы ее и включает в круг своего сознания сферу сознаний других и тем расширяет свою. Забота мудрого не о себе, но о мире. Ведущий планету имеет заботу о ней и ответственность тоже. По широте ответственности можно судить о широте сознания. Самость круг сознания может уподобить булавочной головке, но расширенное сознание обнимает мир. Хорошо все, что делается с мыслью о благе других, для общего блага. Чаша Общего Блага есть мудрейших удел». (Г.А.Й. 1960, 12 дек.) «Перед обновлением эволюции Наша обязанность – твердить об этом двигателе». Вывод для практического применения: ради преображения Земли и землян яро устремиться к изучению Основ Бытия и передавать освоенные знания лишь тому, кто сам стремится к их получению.
Нужно очень бдительно подходить к передаче знаний об основах эволюции окружающим людям. Прежде всего, навязывание недопустимо - оно всегда приведет к затруднению пути человека к Учению. Навязывание не соответствует текущему состоянию сознания собеседника, и потому вносит смущение и разрушение. Конечно, не следует путать навязывание с открытостью к искренне обращающимся и вообще к готовым знание воспринять. Ведь Учение - Великий Дар и Великая Радость, и сама человечность требует от каждого приблизившегося делиться этим счастьем. Каждое слово в таких беседах должно быть лучом врача, и передающий знание должен чутко прислушиваться к сознанию собеседника. Ведь целесообразность требует не мгновенного вмещения человеком всей Великой Мудрости Учения, а утверждения его на едва начавшемся Пути. Такая передача знаний должна всегда быть передачей радости, воодушевления; должна она быть первым прикосновением к Красоте беспредельной, лишь на Пути духа доступной. Конечно, самым убедительным подтвереждением чистоты и истинности передаваемого будет собственный жизненный пример. Каждое слово должно быть подкреплено жизненным утверждением. Безрезультатны и разрушительны призывы к тому, что еще не достигнуто самим собой. Передача знаний должна быть не пересказом запомненного из Учения, но правдой жизни, на основе Данного в Учении построенной. Важно при этом помнить, что полная открытость нецелесообразна и вредна. Достойное представление Учения требует ясности сознания, сосредоточенности, собранности, обладания психической энергией. Передача знаний - великая ответственность, принять её можно, лишь крепко держась за Иерархию. А для того нужно всю зоркость напрячь и силы попусту не тратить. Полная открытость размагничивает ауру, а значит и способность ясной передачи уменьшает. Потому необходимо здесь качество сдержанности и крепкой связи с Учителем.