149. Прозрение духа также выражается в трансмутации тонких энергий. Когда дух утверждается, как ведущее начало, то его мощь насыщает каждое проявление. Потому можно часто назвать чувствознание духовным прозрением. Запомним это мощное качество.
«Прозрение духа также выражается в трансмутации тонких энергий». Прозрение духа – пробуждение его от вековечной спячки – выражается в его основном действии – трансмутации тонких энергий – преображении энергий низковибрационных в более высокие, тонкие. «Когда дух утверждается, как ведущее начало, то есть, когда ему отдаются бразды правления жизнью и человек начинает в поступках своих руководствоваться интересами духа, а не плоти, то его (духа) мощь насыщает каждое проявление» – человек уже старается не допускать в сознание своё тёмных мыслей, стремится не проявлять негативных эмоций и не совершать недостойных поступков. Такое знание правильного этического поведения можно назвать духознанием или чувствознанием. А так как приходит оно с пробуждением духа, то можно назвать чувствознание духовным прозрением. «Запомним это мощное качество», крайне необходимо на пути духовного ученичества – духовного восхождения. Ведь путь этот, по сути, и заключается в трансмутации тонких энергий – преображении в себе человека плотского в человека духовного, а затем и в Бого-человека за счет превращения качеств негативных в их противоположные – положительные. «Без развития качеств нет продвижения. Без развития и углубления качеств бесцельной является жизнь. Ибо эволюция сущего в конечном итоге представляет собою и имеет целью утверждение в духе человеческом качеств высших огней. Ибо качества и есть огни, выкристаллизованные в Ego человека и горящие огнями тончайших энергий. Следовательно, огненное преображение человека и заключается в трансмутации его качеств – носителей различных форм пламени. … Сознательная работа над развитием в себе необходимых качеств является неотложнейшей задачей каждого ученика». (ГАЙ 1955:72)