148. Обернемся на противоположение мудрости земной и мудрости дальних миров. Конечно, если дух давно устремлен к совершенству дальних миров, то земная жизнь будет лишь собиранием осколков. Все опыты в области тончайших энергий могут происходить в часы легкого отрывания от земли. Это как бы неудержимое стремление к мудрости дальних миров. Любое земное ощущение кажется ничтожным сравнительно с этим полетом в Беспредельность. Но иногда мы должны укрепить столбы земной мудрости. Мы радуемся мудрости дальних миров и должны не забывать о мудрости земной.
148. «Обернемся на противоположение мудрости земной и мудрости дальних миров. Конечно, если дух давно устремлен к совершенству дальних миров, то земная жизнь будет лишь собиранием осколков». Давно известно, что «мудрость земная – глупость в очах Божьих». Даже боле того, "«земная мудрость – вражда против Бога», то есть деятельность интеллекта противопоставляется действу огненному, высшему в человеке, то есть чувствознанию, ясновосприятию и прочим проявлениям высшего «Я»". (Г.А.Й. 1962:228) «Земная мудрость, то есть интеллектуальное познание законов плотного мира, не согласуется с законами тонких энергий, которые их опрокидывают, как опрокидывает теория относительности обычные человеческие представления о сущности некоторых явлений». (Г.А.Й. 1959:289) «Логика огненного мышления столь же, или даже более, разнится от логики обывательской, как логика бесконечно малых и больших величин от обычных правил арифметики, или законы плоскости от законов трехмерного мира или Миров Высших Измерений». (Г.А.Й. 1966:46) Суета и сутолока плотного мира враждебны тонким проявлениям. И поэтому, находясь на земле, человек не может понять всей мудрости дальних миров, но хоть какие-то «осколки» её он уловить может. Для этого «Лучше всего просто отложить все обычные мысли и, освободив от них сознание, и таким образом очистив его, предоставить ему, подобно зеркальным водам затихшего озера, отражающего небо и звезды, отражать ясно и без искажений уже не свои мысли, но мысли Высшего Мира. Они несутся в пространстве и доступны восприятию сознаний, не омраченных и не затемненных волнами мыслей житейских». (Г.А.Й. 1966:46) Эти «опыты в области тончайших энергий могут происходить в часы легкого отрывания от земли. Это как бы неудержимое стремление к мудрости дальних миров. Любое земное ощущение кажется ничтожным сравнительно с этим полетом в Беспредельность». «Мудрость земная и мудрость космическая различны. Но мудрость Дальних Миров не мешает твердо ходить по Земле и крепче ступать, чем ступают земляне. Трудно уметь сочетать земное и космическое, но нужно, чтобы в восхищении не разбить себе носа и не ходить с носом разбитым. Соизмеримость и равновесие во всем – таков путь Архата». (Г.А.Й. 1958:236) Но беда в том, что пока нет согласованности между мирами в сознании человека. Пока человеческое «сознание ограничено своими представлениями о мире и вещах. Их надо разрушить, если мешают они шире увидеть горизонты. В сущности говоря, всякое земное знание или земная мудрость являются ограничениями, и лишь Знание Космическое освобождает. … В сознании человека заключено все, сама Беспредельность. …Таким образом, только в расширении сознания лежит решение вопроса. Расширять же можно лишь при условии понимания того, что ограничивает. Не выйти за ограду, ее не увидев. Нужно дерзновение, чтобы крыльями духа взмахнуть и устремиться к неизвестному. В смелости дерзания – залог достижений. Даже пословица, что «под лежачий камень вода не течет», имеет в виду активность сознания в направлении нахождения новых возможностей. Желаемых следствий не будет, пока огонь устремления не вспыхнет в дерзающем сердце». /Г.А.Й. 1963:426 (М. А. Й.)/ «Но иногда мы должны укрепить столбы земной мудрости. Мы радуемся мудрости дальних миров и должны не забывать о мудрости земной». Если дух человека, чей истинный дом находится в Высших Сферах, в Сферах Света, все-таки постоянно воплощается на земле, значит, это для чего-то нужно. А нужно это для того, чтоб создать для духа тело света, ибо только в теле света дух сможет войти в свой собственный дом. И «Цель жизни духа на вашей Земле есть процесс созидания и утверждения в себе тела света. Как же творится оно в днях ваших, дабы в Днях Моих могло оно засиять? Творится оно и строится оно в труде каждодневном и осознанием того, что каждою мыслью, поступком и словом вносит в сущность свою человек элементы жизни или смерти. Если силы его направлены на созидание его временных оболочек, облекающих дух, созиданием ради них самих только, вносит тогда человек элементы смерти, конечности и уничтожения в явленную сущность свою. Но если, созидая и поддерживая свои тела, земное, тонкое и ментальное, он сознает, что не ради них, но лишь ради Триады Бессмертной его, ради растущего в нем тела света прилагает свои он труды, тогда и только тогда вводит он элементы бессмертия, элементы вечности в Бессмертную Сущность свою и обогащает ее новыми ингредиентами. Тогда, истинно, будучи на Земле, человек становится собирателем Света и строителем своего Космического дома, обители духа, тела света его, в котором может дух обитать в Сферах Света в пространстве. Есть в пространстве и сферы тьмы, мертвые луны, куда уносятся духи – космический сор (очень низкие духи, живущие лишь в оболочках и аккумулировавшие в них элементы смерти). Мозг и продукты его – тоже смертны, ибо мудрость земная, от мозга, не есть Мудрость Космическая, от Света. И ментальные лохмотья земные, ограниченные пониманием жизни, оболочкой для духа в Космических сферах не могут служить. И если проследить в веках, как живет на Земле и изменяется мудрость людская, заблуждаясь, спотыкаясь и отрицая сегодня то, что утверждала вчера, и погружаясь во тьму новых нагромождений, то легко будет понять, что не о временном и ложном представлении, о действительно сущем Говорю, но об истинной реальности жизни и о Мудрости Космической, о Знании, Едином для всех Миров Невидимых и Видимых. Эта Мудрость Космическая светом сияющих искр разбросана скрытно на страницах ваших земных сокровенных писаний, сверкает порою она в мыслях поэтов, писателей ваших и в речениях великих людей бьет яркой струею. Элементами бессмертия насыщены искры Ее, их вбирая в себя, тело света свое созидает из них человек. Но в каждодневности вашей невозможно всегда касаться Источников этих. И тогда, Говорю, надо к действию обратиться и помыслить о том, для чего дано действие человеку. Действия выражаются в мыслях, словах, и делах, и всех чувствах. Каждое действие заключает в себе элементы от тьмы или света, элементы смерти и бессмертия. Так являют собою все действия человеческие процесс созидания и укрепления либо тела света, либо временных оболочек его». /Г.А.Й. 1958:288 (М.М.)/ Вывод для практического применения: все действия свои направим на созидание и укрепление своего тела света.
Думаю, мудрость дальних миров в человеке - это опыт, духом сознательно накопленный. Мудрость земная проявляется к разрешении жизненных вопросов каждодневности. Конечно, не следует противопоставлять обе мудрости друг другу, оба понятия должны объединиться в сознании. мне кажется, что мудрость земная есть одно из проявлений мудрости дальних миров. Ведь человек, с духом своим связь имеющий, смотрит на явления каждодневности с точки зрения космической, а не личной. Ведь духовность преобразует личное видение в космическое. Такой человек будет в каждодневности действовать не исходя из земной очевидности, но сознавая космическую действительность - наблюдая все причины и обстоятельства каждого события, столь многие из которых не доступны земному восприятию. Нужно отметить, что такое слияние мудрости дальних миров и земной необходимо на Пути Огненной Йоги. Так утвердится явление синтеза, а также Соизмеримости. "Столбы земной мудрости" должны быть укреплены, иначе мудрость дальних миров, не имеющая основания на земле, не будет иметь и будущего - ведь Завет "Руками и ногами человеческими" должен неуклонно исполняться. Ведь эволюция утверждает чувствознание и духовность здесь, на Земле.