148. Напрасно люди ищут новых целебных средств, не использовав старых. Даже молоко и мед не применяются достаточно. Между тем, что может быть полезнее, нежели продукты растительные, переработанные через следующую эволюцию. Молоко и мед разнообразны до бесконечности, потому они составляют лучшую профилактику, когда они употребляются разумно и научно. Не в том дело, чтобы пить молоко или есть мед, но, прежде всего, какое молоко и какой мед? Правильно полагать, что самый лучший мед будет из мест, насыщенных целебными растениями. Можно понять, что пчелы могут слагать не случайные сочетания своей добычи. Легенда о пчелах имеет значение, чтобы обратить внимание на особое качество меда. Кроме того много растительных продуктов требуют исследования. Люди относятся настолько первобытно, что удовлетворяются определениями – хороший и дурной, свежий и гнилой, при том восхищаются размерами продуктов, забывая, что искусственная величина разрушает ценность качества. Даже такие примитивные соображения упускаются из виду. Развитие свойства жизнеспособности должно быть почерпаемо из всех царств природы.
§148. ...Легенда о пчелах имеет значение, чтобы обратили внимание на особое качество мёда... – В Агни Йоге пчелам придается особое значение. Е.И. в письмах утверждала, что согласно представлениям восточного эзотеризма пчелы – существа, принесенные на планету Земля Великим Учителем в назидание человечеству из других миров – с Венеры. Небесную природу согласно Учению имеют и цветы, откуда пчелы берут пыльцу, которая позднее перерабатывается в мёд, содержащий особо ценный энергетический компонент. Потому мёд считается одним из наиболее целебных продуктов питания на планете. Собирание пыльцы и превращение её в мёд можно уподобить медленному и кропотливому накоплению кристаллов высшей психической энергии человеком на жизненном пути. Также Е.И.Рерих сравнивала ученика духа с пчелой, терпеливо собирающей мёд знания. О связи символа пчелы с высшим иерархическим началом, выраженном символом быка (Тельца) или символом льва, мы можем найти в комментариях переводчика на алхимический трактат Василия Валентина «Двенадцать ключей мудрости», выпущенном в 1999 году: «Связь между кровью быка и пчелами относится к древнейшему символическому ряду. Согласно митраистическим представлениям, «из крови быка произрастают злаки. <...> Неизменной деталью митраических изображений является змей, обвившийся у ног Митры или пьющий кровь, которая изливается из смертельной раны быка. <...> Иногда змей пьет из чаши, изображенной у ног или на груди Митры: это – сочетание символа змея с вечным символом Чаши» (Юрий Николаев «В поисках божества. Очерки из истории гностицизма». Репринт, Киев, 1995, с. 43). При этом бык часто заменяется львом. «И в митраизме, и в других религиозных системах древнего Востока мы постоянно встречаем это странное сочетание льва и пчелиного мёда, льва с пчелою в пасти и т.п. И этот сложный символ воскрешает в памяти библейское сказание о Самсоне и о заданной ему странной загадке: «что слаще мёда? что крепче льва?» Как известно, разгадкой должен служить рой пчел и медовые соты в пасти льва, убитого Самсоном» (там же, с. 46). Отметим также, что в 1653 году в Арденнах была найдена могила Хильдерика I, сына Меровея и отца Хлодвига. В числе прочих атрибутов власти в ней была найдена голова быка и триста золотых пчел. Пчела была родовым знаком «первой расы» (см. J. M. Wallace-Hadrille «The Long-Haired Kings», p. 200). Ю.Николаев – русский исследователь начала XX века, не упоминавший о могиле Хильдерика I, видимо, не зная о ней, справедливо, тем не менее, пишет о символике пчелы, быка и льва: «Все эти понятия и связанная с ними символика представляют большой интерес и проливают свет на некоторые странные формулы позднейших алхимиков» (Ю.Николаев, указ. соч., с. 44). И далее: «Но эти самые образы седой мистики влились широкой струей в христианство – и, признавая этот факт, мы лишь углубляем и расширяем значение христианства как мировой религии» (там же, с. 47). При этом «в раннехристианском искусстве катакомб пчела символизировала восставшего из смерти Христа, бессмертие. Вместе с тем пчела была и образом царской власти (например, в Египте), особой витальной силы – маны, царской мудрости, накопляемой подобно тому, как пчела собирает нектар (ср. «Пчела как типовое начало средневековых сборников нравоучительного характера»). Идеальное устройство общества в его монархическом варианте, которое нередко соотносили с пчелиным ульем, противопоставлялось муравейнику как образу демократически-уравнительного общежития». (Энциклопедия «Мифы народов Mиpa», М., 1988, т. 2, с. 355). – (М. «Беловодье», 1999).
«Напрасно люди ищут новых целебных средств, не использовав старых. Даже молоко и мед не применяются достаточно. Между тем, что может быть полезнее, нежели продукты растительные, переработанные через следующую эволюцию». Какие интересные слова «продукты растительные, переработанные через следующую эволюцию». Никогда не думала о том, что пчёлы и коровы – животные, то есть представители следующей после растений ступени эволюции, поедая растения, собирая пыльцу и нектар цветов и перерабатывая их в самих себе, создают нечто новое и весьма полезное для человека – представителя следующей, более высокой эволюционной ступени. Как тесно же связываются все эволюционные взаимодействия! Так как Жизнь строится по принципу единства во множестве, то действует он и здесь. «Молоко и мед разнообразны до бесконечности, потому они составляют лучшую профилактику, когда они употребляются разумно и научно». А разумный и научный подход состоит не в том, «чтобы пить молоко или есть мед, но, прежде всего, какое молоко и какой мед?» Ведь в зависимости от того в каких местах эти растения произрастают изменяется и химический состав молока и мёда. Значит, от органической и энергетической чистоты места зависит и содержание полезных и вредных веществ в них. А сейчас, в связи с коммерционализацией всего, и от вмешательства человека. Чтобы «улучшить» качество молока, люди добавляют в корм коров разные «полезные» химические препараты. Процесс «улучшения» продолжается и на молокозаводах. В результате молоко уже столь полезным может и не быть. «Правильно полагать, что самый лучший мед будет из мест, насыщенных целебными растениями». Думаю, что пчёлы никогда не будут собирать пыльцу с растений ядовитых, поэтому любой мёд ядовитым быть не может, но может быть весьма разнообразным по своим свойствам. Ведь «пчелы могут слагать не случайные сочетания своей добычи». Травники знают о различных свойствах растений, которые применяются для лечения разных заболеваний. Значит, и мёд из пыльцы разных растений будет по-разному влиять на организм человека. «Легенда о пчелах имеет значение, чтобы обратить внимание на особое качество меда». В Симфонии Агни Йоги эта строка хорошо разобрана. Нет смысла повторять. «Кроме того много растительных продуктов требуют исследования». И это уже в науке происходит. Врачи-нутрициологи обращают большое внимание на содержание в различных продуктах минералов, жиров, белков, углеводов. Но услугами нутрициологов пользуются немногие. Поэтому в большинстве своём «Люди относятся к продуктам питания настолько первобытно, что удовлетворяются определениями – хороший и дурной, свежий и гнилой, при том восхищаются размерами продуктов, забывая, что искусственная величина разрушает ценность качества». Ибо говорит о неразумном вмешательстве человека. Но «Даже такие примитивные соображения упускаются из виду». «Развитие свойства жизнеспособности должно быть почерпаемо из всех царств природы». И человеческого тоже. Нижестоящие царства дают человеку все необходимые элементы для поддержания здоровья и силы его физического тела. Поэтому человек, как царь природы, должен заботиться о них – не разрушать, уничтожать и загрязнять, а наоборот, помогать развиваться и улучшаться, насыщая пространство созидательными светлыми энергиями.