14. В то время, когда один полагает душу за Мир, другой сидит на воде. Когда один посылает сердце свое во спасение ближних, другой утопает в явлениях Тонкого Мира. Подвижники Великого Служения не имеют психизма, ибо они всегда устремлены духом к Иерархии, и сердце их звучит на боль Мира. Психизм есть окно в Тонкий Мир, но учитель скажет школьнику: «Не оборачивайся часто к окну, но смотри в книгу жизни». Часто психизм оказывается расслабляющим явлением, ибо Великое Служение в чувствознании. Потому Мы остерегаем от психизма, от устремления взора назад без определенной задачи и будущего. Слабые духовно психисты являются нередко лакомым блюдом для сатанистов. Именно среди Великого Служения велико ощущение ответственности, но следует привыкать к этой чаше, ибо не может быть кратчайшего пути без испития ее. Устремленное к Иерархии сердце чует, как нужна и спасительна чаша возношения! Кому она только предмет насмешки и осуждения, но кому-то она — драгоценная сокровищница. У Нас большое желание, чтобы истинное чувствознание развивалось.
§14. ...Подвижники Великого Служения не имеют психизма... – Психизм – термин Агни Йоги, означающий склонность человека к общению с низшими слоями тонкого мира без надлежащей волевой и духовной подготовки. С точки зрения Учения, психизм несовместим с истинной духовностью и опасен для здоровья и психики человека. Е.И.Рерих подробно писала на эту тему: «Теперь хочу предупредить Вас об опасности так называемого психизма, ибо это свойство особенно опасно на первых ступенях ученичества. Психики, имея контакт с низшими слоями тонкого мира, часто впадают в заблуждение, принимая голоса сущностей из тонких сфер, персонифицирующих Великих Учителей, за истинный Зов, или Голос. Ошибочно полагать, что эти голоса будут толкать на злобные действия, разврат или преступления. Так будут действовать лишь самые грубые и низшие силы. Гораздо опаснее те, кто подходят под личиною Света Учения. Мы знаем немало прискорбных случаев таких направляющих «светлых голосов и видений». Потому Учителя всегда предупреждают против психизма, который развивают в себе упражняющиеся в пранаяме. Если кто может идти путем истинного Света, а раньше он обладал некоторой долей психизма, он должен отнестись к этой способности с величайшим распознаванием, помня, что в древней Индии и в Египте ни один прирожденный медиум не мог быть принят в ученики и допущен в Святая Святых храма. Но в наше время именно люди, имеющие низшие психические явления, считают себя особо продвинувшимися на пути. Велико заблуждение! Психизм и истинное духовное развитие идут обратно пропорционально. Сильное проявление психизма задерживает рост духовного развития. Именно, все похваляющиеся психическими явлениями, должны быть очень осторожны, ибо, как сказано в Учении, «психизм не есть духовное развитие, и ученик Света, служитель Иерархии, не имеет психизма, его духовное развитие совершается на высших планах, недоступных психизму, и он идет, водимый побуждениями чувствознания. Часто психизм оказывается расслабляющим явлением, ибо великое служение в чувствознании. Слабые духовно психисты являются лакомым блюдом для сатанистов. Потому уясните себе великую разницу между психизмом и высоким чувствознанием» (Письма, 29.8.34). Слово психизм имеет несколько значений. Е.И.Рерих писала об эволюции самого понятия психизм: «Вы знаете, это слово греческого происхождения, а первоначально оно означало лишь Жизненное Дыхание и животную душу (именно как нечто, принадлежащее к миру животному). В следующем своем превращении оно стало означать уже Душу рациональную (душу человека), и в третьем, конечном – высшую – духовную, синтетическую сущность (венец человека). Так вот, под психизмом мы (и на Западе) подразумеваем именно проявление низших степеней этой энергии, так ярко выявляющихся в медиумах, или же в психиках, как называют их на Западе, когда степень этих манифестаций немного выше обычного медиумизма. Но как в этом, так и в другом случае, высокая психическая энергия отсутствует, ибо она может проявляться, лишь когда центры открыты и огненно трансмутировались. Много недоразумений происходит от неправильных определений и своеобразного понимания и применения их. Область психическая очень обширна и вмещает бесконечное разнообразие проявлений, от самых высоких до самых низких, и все, что не несет на себе печать духовности, все, что не имеет отношения к Великому Плану, плану высшего Манаса и Буддхи, называется психизмом. Все достижения посредством механических упражнений относятся к области психизма, ибо они никогда не могут дать открытия высших центров, не говоря уже об огненной трансмутации их». (Письма, 12. XII.34).
Да, очень разнятся пути самосовершенствования. Но Закон Свободной Воли нерушим – и каждый вправе избрать любой. Поэтому «В то время, когда один, забыв о себе, самоотверженно полагает душу за Мир, другой сидит на воде», стремясь всё больше и больше утверждать свои личные достижения. Поэтому, «Когда один посылает сердце свое во спасение ближних, другой утопает в явлениях Тонкого Мира». Эти разные устремления давным-давно определились в человеческом развитии. Сидящий на воде и утопающий в явлениях Тонкого Мира продвигается вверх в «малой колеснице» личного «я». Посылающий сердце свое во спасение ближних и полагающий душу за Мир тянет в гору «большую колесницу» со всем человечеством. Эти подвижники есть спасители планеты и всего на ней сущего. Утопающего в явлениях Тонкого Мира и думающего в основном о личных победах, можно отнести к психикам. Но «Часто психизм оказывается расслабляющим явлением... Потому Мы остерегаем от психизма, от устремления взора назад без определенной задачи и будущего». Ибо «Слабые духовно психисты являются нередко лакомым блюдом для сатанистов», которые точно не по эволюционному пути поднимаются, а летят в бездну инволюционного распада и разложения. Значит, будущего, принадлежащего каждому человеку по космическому праву, – вечной жизни в теле огненном – у них точно нет. Перед человечеством в целом (а значит, и пред каждым отдельным человеком) поставлена определённая эволюционная задача – накопление Света-Огня в Чаше Сердца. Ибо «Эволюция есть утверждение высших импульсов духа в материи низшей для ее трансмутации, утончения и возвышения». Скажут, но ведь и сидящий на воде тоже этот Огонь накапливает. Без определенного количества этого огня в нём он не смог бы сидеть на воде. Да, верно. И всё же он решает лишь первое действие поставленной перед ним задачи. Ибо полное решение её заключается в том, чтобы «Подняться самому и поднять с собою Землю – такова задача духа огненного». Конечно, «всякий дух, устремленный к Свету, эту задачу так или иначе выполняет хотя бы в какой-то мере. Трансмутирующее значение Света для сферы окружающей нельзя забывать». И всё же устремлённый лишь к собственному совершенствованию не только медленнее поднимается вверх, но и Света-Огня меньше в мир излучает. Сосредоточенный только на себе, он не думает ни о ближних своих, ни о Тех, Кто Ведет за собой всё человечество. Если мысль его к Ним не устремлена, значит, нет канала, по которому приходит Свет Сфер Высших. И потому собственная светимость его гораздо слабее. Но «Подвижники Великого Служения не имеют психизма, ибо они всегда устремлены духом к Иерархии, и сердце их звучит на боль Мира». Ибо чувствует и свою великую ответственность за всё происходящее. «Именно среди Великого Служения велико ощущение ответственности, и следует привыкать к этой чаше, ибо не может быть кратчайшего пути без испития ее». Ведь назначение человека – звучать на боль Мира. «В этом смысл света, горящего внутри, – поднять самого человека, а с ним и все окружающее, подняться самому и ближних увлечь за собою». (ГАЙ 1954:157) И именно «Устремленное к Иерархии сердце чует, как нужна и спасительна чаша возношения», которую все Иерархи Света несут безропотно и самоотверженно. И на разных путях совершенствования отношение к этой спасительной чаше возношения – чаше ответственности за боль Мира – очень различно. «Кому она только предмет насмешки и осуждения, но кому-то она — драгоценная сокровищница». Тем, кто считает эту спасительную чашу драгоценной сокровищницей, такое верное определение подсказывает сердце, ибо оно обладает чувствознанием, всегда подсказывающим верное решение и показывающим верный путь. Поэтому «У Нас большое желание, чтобы истинное чувствознание развивалось, … ибо Великое Служение – истинный и скорейший путь духовного совершенствования – в чувствознании». А «Психизм есть лишь окно в Тонкий Мир, но учитель скажет школьнику: «Не оборачивайся часто к окну, но смотри в книгу жизни». Жизнь же требует постоянной ответственности за все действия человека – за мысли и чувства, слова и дела… Именно от них зависит – станет ли он лакомым блюдом для сатанистов, или пойдёт по нелёгкому, но благословенному пути Великого Служения.