§ 116

Тема в разделе "Часть 1", создана пользователем Мир Огненный, 20 июл 2018.

  1. Мир Огненный

    Мир Огненный Книга

    Сообщения:
    1.785
    116. Усилие необходимо при направлении огненной энергии, которую для сокращения будем называть Агни. Усилие это, конечно, не физического, даже не тонкого порядка. На Востоке понимают эту молниеносность. На западном языке вообще не существует обозначения этому тончайшему понятию. Потому так трудно говорить о Мире Огненном. Из языков восточных также это понятие иногда отмирает за непригодностью к современному сознанию. Так многие знаки Тао свелись к внешнему начертанию.
     
  2. Симфония Агни Йоги

    Симфония Агни Йоги Книга

    Сообщения:
    794
    §116. ...Усилие необходимо при направлении огненной энергии, которую для сокращения будем называть Агни...
    – Е.И.Рерих писала:
    «Агни означает Огонь. Все пространство наполнено этим огнем. Как сказано, Космос есть огненный корабль, несущийся в беспредельности. Огонь, в виде всеначальной энергии, сообщает всему жизнь (следовательно, сознание), и высшее проявление этой огненной энергии будет высокая психическая энергия. Все энергии, все элементы исходят из единой всеначальной энергии, или из единого элемента – огня, потому и говорится о единстве всего, о едином начале, из которого возникла вселенная. Огонь лежит в основании каждого творения. Бог есть Огонь. Люди должны узнать, что «материя есть и дух, и каждое проявление их есть лишь проявление той же всеначальной энергии». Св. Дух всегда представляется как Огонь, древние знали много больше нас о двуеродном Огне» (Письма в Прибалтику, 14.06.39).

    §116. ...Так многие знаки Тао свелись к внешнему начертанию...
    – Тао (Дао) – одно из основных понятий даосизма, давшее название этой религии и уникальное в своей многозначности, поскольку одновременно означает и сущность всех вещей, и Природу, и Единое Божественное Начало, и Путь. Дао неотделимо от природы и как бы растворено в ней. Понятие «дао» легло в основу названия знаменитой книги древнекитайского мудреца Лао Цзы «Дао дэ дзин». Е.П.Блаватская писала по поводу данного понятия и трактата следующее:

    «Дао Де Цзин (кит.) – букв. «Трактат о пути и добродетели». Написано великим философом Лао-Цзы, в котором он описывает своего рода космогонию, содержащую все фундаментальные догматы эзотерического космогенеза. Он утверждает, что в начале не было ничего, кроме безграничного и беспредельного пространства. Все живущее и сущее было рождено в нем от «начала, которое существует само по себе и развивается из себя», то есть из свабхават. Так как имя его неизвестно, а сущность неизмерима, философы назвали его Дао (Anima Mundi). Это – проявляющаяся периодически нерожденная и вечная энергия природы. Природа, как и человек, пройдя очищение, достигает покоя, и тогда все становится единым с Дао – источником блаженства и счастья. Как и в философии буддизма и индуизма, чистота, блаженство и бессмертие могут быть достигнуты только путем проявления добродетелей и достижения совершенного спокойствия нашего мирского духа. Разум человека должен контролировать и, в конце концов, покорить и даже ликвидировать волнение физической природы. Чем скорее он достигнет необходимого уровня моральной чистоты, тем более счастливым он будет себя чувствовать. Известный синолог Потье делает следующее замечание: «У мудрости человечества нет языка более священного и глубокого» («Теософский словарь», с.155-156).

    Современная синология дополняет данное определение понятия Дао. Исследователь даосизма автор нового перевода «Дао де цзин» А.Маслов следующим образом комментирует первое предложение трактата – «Дао, выраженное словами, не есть долговечное (хэн) Дао»:
    «Понять одно единственное слово, которое больше, чем слово, – в этом и заключена величайшая тайна даосизма. Дао понимается сразу в нескольких смыслах, и в этом его универсализм: прежде всего, как порождающий исток всех вещей, во-вторых, как закон развития Вселенной, в-третьих, как принцип человеческого общества. В этом смысле Дао напоминает древние архаические понятия «верховного владыки» («Шанди») и деперсонифицированного «Великого единого» (тайи), и в то же время концепция Дао у лаоистов преодолевает архаику, выходя в сферу осознания Благой силы, Благодати, исходящей от Дао.

    Во фразе (1) трижды повторен иероглиф «дао», который может обозначать как «путь», так и «говорить», и «выражать словами». На игре слов и построена эта фраза, ставшая едва ли не «визитной карточкой» даосизма. Ее можно перевести и так: «Путь, который может быть пройден (или – сделан путем), не есть постоянный путь». Дао стоит вне слов или каких-либо «имен» (мин) и названий, и потому описать его нельзя. Все слова и явления вторичны по отношению к Дао, так как оно само создает все явления и не подчинено им. Здесь речь идет о «двух» Дао: постоянном Дао, которое не может быть выражено словами, и Дао, выраженном с помощью слов. Они абсолютно тождественны и различаются лишь в «имени». Автор тем самым объясняет, что истинное Дао, как бы мы ни старались его выразить, всегда останется отдалено от нас, поэтому стараясь облечь сущность даосского учения в какие-то термины, мы лишь затемняем его. В трактате говорится именно о том Дао, что «выражено словами», и о тех вещей, которые с ним связаны. Это первый шаг на пути проникновения в то, что не имеет ни названий, ни сущностей.

    У даосских мистиков складывается особое осмысление понятия «Матери» (му). Это не просто порождающее лоно, предшествующее всему, но, наоборот – завершение внутриутробного развития, момент предреализации и перехода из небытия в бытие. Не случайно Ван Би понимает под «матерью» именно то, что «было в конце». К тому же понятие «Матерь» противопоставляется понятию «начало», «исток» (ши) – того, что было прежде всего. Иероглиф «шоу» (идти перед чем-то, предшествовать) входит составной графемой в иероглиф «дао» (путь), и тем самым Ван Би, следуя за полунамеком автора «Дао дэ цзин», ставит понятие «матерь» в качестве синонима вещей, то есть то, что соотносится с вещным миром, моментом рождения мира бытия, в то время как то, что лежит перед «матерью», не откроется стоящему вне внутренней традиции человеку и, тем более, не будет им понято. «Матерь» отнюдь не синоним Дао, а лишь одна из его функций как всепорождающего начала» («Мистерия Дао», с.381-382).

    Учение Агни Йоги, внутренне близкое к эзотерической даосской традиции (Лао Цзы считается воплощением Учителя Ракоци – одного из Великих Учителей Востока), изначально нацелено на постижение глубинной сущности вещей, в данном случае на «молниеносное» соединение с «безымянным Дао». Потому мода современного мира на чисто внешние изображения и знаки этого понятия (такие как, например, круг «инь-ян», сделавшийся очень популярным и на Востоке, и на Западе) вызывает сожаление Учителей в силу поверхностного подхода к священному.
     
  3. Рунгуна

    Рунгуна Модератор

    Сообщения:
    23.535
    «Усилие необходимо при направлении огненной энергии, которую для сокращения будем называть Агни. Усилие это, конечно, не физического, даже не тонкого порядка». Это должно быть усилие духа. Ибо именно дух и есть Агни в человеке. Атрибутом духа является мысль. Значит, «Агни управляется мыслью». (ГАЙ 1964:49) «Но не требуется времени для полета мысли. Мысль достигает мгновенно, без затраты времени, предмета, на который она устремлена. Полет мысли в пространстве лишен элемента времени». «На Востоке понимают эту молниеносность». Но «На западном языке вообще не существует обозначения этому тончайшему понятию. Потому так трудно говорить о Мире Огненном», Законы которого значительно отличаются от законов мира физического.
    «Законы тонких энергий столь же отличны от законов энергий обычных, как область двух измерений от трехмерного мира. Расширение идет по направлениям, не содержащимся в области обычных энергий. Так, например, для действия света нужно время, но не нужно его для действия духа». (ГАЙ 1962:299)

    «Мгновенно переносится дух и сознание к объекту, месту или пункту устремления и ощущается там предметами, растениями, животными или людьми бессознательно. Но чувствительный аппарат мог бы обнаружить воздействие энергий устремленного духа на все то, к чему он устремлен в дальнем или ближнем полете. Даже простая мысль моментально соединяет мыслителя с объектом подуманной мысли каналом явленным». (ГАЙ 1958:133) Ибо «Мысль проницает все, и мысль мгновенно достигает и касается объекта или субъекта своего устремления». /ГАЙ 1961:288 (М. А. Й.)/ И одной из основных задач данного Учения – Учения Огня – Агни Йоги является объяснение не только огненности самого человека, но и Законов Огня Высшего, которым подчиняется и которыми действует мысль.

    Давно Сказано: «Идеи правят миром». Но идея и есть мысль – Мысль Высшая. «Мысль Высшая есть творческий огонь, или Агни творящий, устремленный на различные планы Бытия. На них творит он жизнь, то есть формы ее. Мысль может устремлять в мир плотный, в мир тонкий, астральный, и выше; мыслью в незримых мирах можно творить безгранично. Мыслью в пространстве творя, создает человек в нем как бы каналы прорытые, или сферы, которые служат ему, освобожденному потом от тела, путями устремления в Беспредельность. Истинно, творец человек в безбрежном океане Вечности». (ГАЙ 1957:31)

    Именно это должны понять люди Земли и возжелать стать сознательными творцами во всех мирах и пространствах, на всех Планах Бытия. Но для этого «Пламенно звучащими должны стать сердца человеческие». Конечно, «Тайну Света понять нелегко. Но это по-земному и мысля от Земли. Огненный Принцип Вселенной земным разумением охвачен быть не может. Но можно понять, что молниеносность, вневременность и отсутствие трех измерений будут его неотъемлемыми свойствами. Но трехмерное сознание ко всему прилагает мерки земные и в растерянности останавливается перед непостижимым. Огненная Иерархия Света доступна огню сердца, обращающегося в Ней. Контакт идет огнем через зажженное огненно сердце. Потухшее сердце контакт не будет иметь. Потому и Говорю о низведении Огня с Неба на Землю в сердца человеческие, дабы были в состоянии ответствовать они на звучание Пространственного Огня. Пламенно звучащими должны стать сердца человеческие и, войдя в ритм Космической Жизни, и планету свою к ней приобщить. Огненная Эпоха Моя Неба Огонь на Земле утвердит». /ГАЙ 1956:919 (Матерь Мира)/