100. Правильно соображение о синтетическом значении земного существования. Нужно сохранить всю силу сознания при достижении Высших Сфер Тонкого Мира. Но лишь синтетическое сознание дает эту возможность. Также нужно приучиться к скорейшей ориентации, но что же кроме синтеза поможет в этом? Люди говорят о зоркости, но под таким качеством понимают зоркость в одном направлении. Но даже хорошие дозорные погибали от устремления в одном направлении. Можно ли оценивать все богатства Природы, если наш глаз не навык к подвижности?
«Правильно соображение о синтетическом значении земного существования». Ибо «Выразить просто всю сложность жизни можно лишь синтетически. Синтез – решение жизни. Подобно тому, как бесконечное число представлений однородных предметов укладывается в одно понятие и выражается им, так и сложность жизненных явлений обнимается пониманием синтетическим. От Света оно. Синтез означает объединение». Объединение как всех событий, в текущем земном существовании происходящих, так и нерасторжимое единство их с существованиями прошлыми и грядущими. Именно «Для понимания происходящего нужен синтез, иначе всего не обнять, а главное, не понять значение важных подробностей. Непонимание породит враждебность и противодействие чему-то, быть может, очень нужному и полезному для проведения в жизнь Великого Плана», Разработанного и Утверждённого Творцом. (ГАЙ 1957:496) Значит, чтобы выполнить этот Великий План, нужно добиться синтетического сознания. «Сознание космическое есть сознание синтетическое, когда беспредельность проявленной вселенной сливается в один единый мир в великом и вечном пространстве ныне и здесь, когда даже величие будущего утверждается ныне, сейчас в сознании нашем делами текущего дня, ибо ныне творится оно рукой и ногой человеческой». (ГАЙ 1960, 26 янв.) И только в синтетическом значении можно воистину понять жизнь человека во всей её сложности и простоте. Ведь «Человек – синтез всего, через что когда-либо прошла монада, составляющая стержень зерна его духа. А Безмолвный Свидетель есть собиратель опыта жизни на протяжении вечности. Бессмертная перевоплощающаяся Индивидуальность – продукт индивидуальных накоплений духа, связанный уже со ступенью человеческой эволюции, но покоящийся на фундаменте всего опыта и накоплений, которые предшествовали ему». «…но что же кроме синтеза поможет в этом» осознании единства? «Верно Владыка Будда Сказал, что человек – это процесс. Добавим: процесс бесконечный, в Беспредельности сущий». (ГАЙ 1957:273) И этот бесконечный путь духо-монады по беспредельным просторам Мироздания неизменно ведёт вперёд и вверх – к Сферам Высшим, к Миру Огненному – Отчему Дому её, откуда она миллионы лет тому назад ещё в бессознательном состоянии вышла в мир, с тем, чтобы потом вернуться назад уже сознательной. Обретение сознательности, т.е. непрерываемости сознания на протяжении всего жизненного пути, который неизменно проходит то в плотном, земном мире, то в Мирах Тонких, и есть обретение бессмертия. Именно в этом и заключается истинная цель существования духо-монады – «Нужно сохранить всю силу сознания при достижении Высших Сфер Тонкого Мира. Но лишь синтетическое сознание дает эту возможность». «Особенность синтетического сознания заключается в том, что оно, анализируя любое явление и охватывая его в целом, углубляет и расширяет его понимание, как бы раскрывая в нем нечто новое, нечто большее, нечто совершенно ускользающее от обычного сознания. Умение смотреть вглубь, за пределы поверхностной видимости, сопутствует синтезу. Именно мудрость обладает качеством синтетического мышления, именно синтез приводит к пониманию единства миров и всего Космоса как одного нераздельного целого». /ГАЙ 1969:122 (М. А. Й.)/ Коль, по непреложному Плану Творца, каждому предстоит идти этим бесконечным путём по просторам Мироздания, воплощаться в разных мирах и быть в разных состояниях, то «нужно приучиться к скорейшей ориентации в них, но что же кроме синтеза поможет в этом?» Именно «Синтез дает Космическое понимание жизни во всех ее проявлениях и формах». (ГАЙ 1958:592) Ведь «Синтез не означает всего понемногу, но постижение сущности явления в связи с целым» во всём его многообразии. (ГАЙ 1955:322) Чтобы в этом многообразии не заблудиться, чтобы избежать ошибок, неизбежное исправление которых задерживает человека на пути, нужна зоркость. И только синтетическое сознание даёт возможность обрести её, столь необходимую в том долгом и трудном пути. «Люди говорят о зоркости, но под таким качеством понимают зоркость в одном направлении. Но даже хорошие дозорные погибали от устремления в одном направлении. Можно ли оценивать все богатства Природы, если наш глаз не навык к подвижности?» Значит, необходимо научиться быть зорким во всех направлениях жизни. А это означает умение вмещать противоположности. И именно «Синтез можно рассматривать как принцип объединения противоположных начал. Сознание, обладающее синтезом, объединяет в своем понимании все явления жизни и находит место всему, что происходит под Солнцем. … Синтез соединяет следствия и причину. … Понимание полюсности, или крайностей человеческих сознаний, невозможно без синтеза». Значит, «объединяя в своем понимании явления противоположных начал, утверждаем в себе сознание синтетическое», без которого невозможно достижение бессмертия и возвращение в Дом Отчий. (ГАЙ 1965:488)