1. Стихия Огня, самая вездесущая, самая творящая, самая жизненосная менее всего замечается и оценивается. Множество пустых, ничтожных соображений занимает человеческое сознание, но наиболее чудесное ускользает. Люди спорят о пайсе на базаре, но не желают протянуть руку к сокровищу. Многое сказанное о сердце должно быть приложено и к Огненному Миру, но в особом обострении. Огонь стремительный, как мощь строения кристаллов. Шары, сферы кристаллов не случайно употреблялись ясновидцами. Угли горящие нужны для очищения сознания, пламя радужное утверждает стремление духа. Множество приложений работы Огня явлены, как самые поразительные условия Бытия. От обычных световых образований, доступных открытому глазу, до сложных огней сердца, все вводит нас в область Огненного Мира.
§1. ...Люди спорят о пайсе на базаре... – Пайс – мелкая разменная монета в Индии и Пакистане, составляющая примерно 1/100 рупии.
«Стихия Огня, самая вездесущая, самая творящая, самая жизненосная менее всего замечается и оценивается». Сказано: «Огонь есть высшая стихия». (М.О., 1:13) По Закону Иерархии, всё низшее должно подчиняться высшему. И потому, что «Стихия Огня, самая вездесущая, самая творящая, самая жизненосная», «Стихия огня скрыта во всем как основа сущего». (ГАЙ 1954:336) И в каждом человеке тоже. «Огонь – это все в человеке. Огнем движимы, огнем мыслим, огнем тело живет, огнем устремляемся духом. Все процессы тела и всех тел человека огненны». (ГАЙ 1957:185) Но, к сожалению, до сих пор не поняли этого люди, не осознали себя духом огненным, бессмертным, а поныне представляют человека лишь бренным телом плотным, временным. Потому и жизненосная сила собственного внутреннего Огня менее всего замечается и оценивается. «Множество пустых, ничтожных соображений занимает человеческое сознание, но наиболее чудесное ускользает. Люди спорят о пайсе на базаре, но не желают протянуть руку к сокровищу». Но пришло время изменить сознание людское. Ведь «Овладение стихиями – космическое задание человечеству». «Вот Говорю: «Дана власть человеку над всякою плотью». Дана кем? Самою природой в Согласии с Планом Великим, Космической Волей называем его. Действуя в созвучии с ним, человек выполняет свое назначение». Ибо «Стихии яро выражены в человеческом организме. И прежде чем перейти к овладению стихиями в планетном масштабе, ими надо овладеть в своем собственном микрокосме. … Овладевший стихией огня уже легко овладевает и всеми прочими, ибо стихия огня выше других. Без овладения ею невозможно достичь тех вершин, которые суждены человеку». (ГАЙ 1968:197) «Но велика в самом микрокосмосе человеческом сопротивляемость того, что в нем уже есть, тому, чему быть надлежит утвержденным. Сопротивления стихий будут продолжаться до тех пор, пока не обузданы. Все существо человека состоит из четырех стихий – земли, воды, воздуха и огня. Овладение последним дает власть и над остальными тремя. Сознательное накопление огней есть вернейший путь к овладению ими. Накапливание есть удержание. Удерживание возможно лишь при контроле, то есть самообладании или сдержанности, то есть при условии утверждения качеств. Так условные добродетели, так мало ныне говорящие сердцу, переименуем в огненные качества духа, способствующие яро аккумулированию в организме огня, дающие над стихиями власть». «Множество приложений работы Огня явлены, как самые поразительные условия Бытия». Так и для дальнейшего Бытия человечества, для победного шествия его по пути Эволюции – устремления вперёд и вверх к Дому Отчему – Миру Огненному, нужно очищение сознания, озарение его Огнём бессмертного духа. «Угли горящие нужны для очищения сознания, пламя радужное утверждает стремление духа». Ибо только Огонь высших духовных качеств может дать силы и ускорение движения – «Огонь стремительный, как мощь строения кристаллов». Огонь духа горит в Чаше сердца человека, потому и «Многое сказанное о сердце должно быть приложено и к Огненному Миру, но в особом обострении». Это обострение зрения сердца приходит с накоплением Огня в Чаше его. И тогда начинает человек видеть внутренним зрением многие огненные знаки, зрению физическому невидимые. «Шары, сферы кристаллов не случайно употреблялись ясновидцами». Все эти огненные видения, «От обычных световых образований, доступных открытому глазу, до сложных огней сердца, все вводит нас в область Огненного Мира» – той Цели Высшей, которая определена человечеству Отцом Небесным. Ведь все мы – дети Его, в беспредельный Мир выпущенные с частью Сокровищ Отца («приданым огненным»), чтобы, в конце всех странствий своих вновь вернуть в Дом Отчий – Мир Огненный. Ведь именно он – далёкая Родина огненного духа каждого человека. Но вернуться мы можем туда, лишь приумножив данную Отцом часть Его сокровища. А для этого должны искорку духа превратить в пылающий факел – фиал Огня утвержденных в себе высших духовных качеств. Поэтому «огненные качества, как конденсаторы огня и формы уявления пламени духа, как единственно возможный путь утверждения его могущества, не могут не приняты быть человеком, который решился достичь Мира Огненного и при этом – любою ценою. Но надо начать, ибо начатое можно продолжить и развивать без конца. В этой возможности беспредельного развития и углубления качеств лежит ключ к могуществу духа. Основное свойство качества – его беспредельность; но качество есть утвержденный огонь. Ярое, непреклонное, стойкое утверждение в себе мощи огней и будет путем в беспредельность. Так Наша Этика ведет в беспредельность, и потому Называем ее Живою, Живой Этикой, или Учением Жизни, Учением Света, Учением Огня, Огненной Йогой, или Агни Йогой». (ГАЙ 1960, 31 янв.)