П.Ф. Беликов "РЕРИХ (опыт духовной биографии)" 2022-02-22

Книга адресована рериховедам, исследователям и почитателям жизни и творчества семьи Рерихов

  1. Lotos
    ВСТУПЛЕНИЕ
    Большинство даже наиболее фундаментальных трудов о жизни и творческой деятельности Н. К. отличается известной односторонностью. Вполне понятно, что такая односторонность вызвана замалчиванием Миссии Н. К., как Посланца Б. Б. Он сам не представлял своей жизни раздельно от этой Миссии и, конечно, любые представления о ней в отрыве от Главнейшего неизбежно ведут к односторонности и относительности всех оценок.

    Однако мы не можем сказать, что статьи или книги, в которых о Миссии Н. К. декларируется открыто, запечатлели его образ во всей полноте и значимости. Так, например, в замечательной статье Теодора Хеллинга «Голос Эпохи» мы читаем: «Никто из тех, кто знакомился с мыслями, целями, идеалами и трудами Рериха, не может сомневаться в том, что он был Посланцем Великого Белого Братства. Божественным Поручением его было нести мир через культуру. Искусство, во всей разновидности его форм, было главным средством выражения, и красота, в ее очищающем аспекте, являлась той силой, благодаря которой он достиг самых замечательных результатов».

    Кажется, что яснее об Основном для Н. К. и сказать нельзя. Но как достиг он этих результатов? Как подходил к осознанию своей жизненной Задачи? Как преодолевал препятствия на пути к ее решению? Или все трудности устранялись чудодейственным мановением руки «Белого Мага», каковым выводят Н. К. некоторые авторы?

    Так, с одной стороны творился образ, хотя и выдающегося, но вполне земного, как и все, часто ошибавшегося человека, а с другой, — божественного «сверхчеловека», безошибочно распознававшего все хитросплетения «дел человеческих».

    Было бы неуместным винить тех или иных исследователей в недобросовестности. Наивно предписывать им свои рецепты, свои понятия о тем, как следует или как не следует писать о Н. К. Выдвигать столь примитивные требования в наше сложное и ответственное время бессмысленно. Ведь наряду с вопросом «можно или нельзя?» во всей своей жизненности и неотложности существует еще и вопрос «нужно или не нужно?», а на него нет однозначного ответа. Поэтому, пожалуй, меньше ошибается тот, кто решит, что все написанное, все подвергшееся обсуждению, оказалось в какой-то степени нужным и полезным. Прибегать к ссылкам на ограниченность имеющихся исследований допустимо лишь в целях выявления еще мало освещенных или даже совсем неизвестных сторон жизни и деятельности Н. К.

    По существу для будущего имеет значение лишь одно: что мы можем и должны добавить об Н. К. к уже опубликованному. Подчеркиваю, — и должны, ибо были его современниками и соприкасались с Источниками, непосредственного воздействия которых уже не испытывают на себе последующие поколения. Ведь, именно, в наше время, перед нашими глазами, делясь с нами своей мудростью, опытом, планами и заботами, прошел Н. К., и не к нам ли в первую очередь обращены слова С. Н.: «Надо создать Истинный Светлый Образ, но Человеческий, Подвижника, Человека, который жил для человечества, — образ истинного Подвижника, Ученого, Учителя, Жизнь которого прошла Горним Путем. Много было замечательного в жизни Н. К., но как это осветить и когда — не знаю». (Из письма С. Н. к П. Б. от 26.10.1965)

    Воистину — «Клад захороненный», полное открытие которого возможно лишь в Сужденное время!

    Тем не менее мы не вправе отказаться от поисков каких-то новых подходов к нему. В этом заключается наш долг перед своим временем и наша доля отдачи за Доверенное нам.

    Одной из вех к таким поискам могут послужить слова Учения:

    «Четыре стража, кубок Архангела храните.
    Наполнен вином Новым явленный вам ковчег.
    Устам времен Я заповедал привести вас на путь Мой.
    Под покровом земли сокрыл ваш лик.
    Наполнил отраду восхождения.
    Прояснил память ушедшего свитка.
    Широко суждения поднял и открыл книги.
    Придите, примите».
    («Листы Сада М.» книга 1, 1922, апр. 23.)

    Следуя этому Указанию, мы обязаны еще пристальнее вглядеться в мельчайшие подробности жизни Четырех, призванных на Служение Самим Владыкой, помня при этом, что: «Сперва происходит сосредоточение земное, потом тонкое и затем огненное, когда сердце вмещает и небесное и земное».
    («Сердце», § 587)

    Горний Путь Архата — это путь победителя в битвах земных долин!

    У читателя могут возникнуть вопросы — имеет ли эта работа какое-либо касательство к книге «Рерих», изданной в серии «Жизнь замечательных людей», а также — известна ли была автору та роль Рериха, о которой говорится теперь открыто?

    На последний вопрос ответить просто — «да, известна».

    На первый вопрос ответить несколько сложнее. Дело в том, что когда автор работал над упомянутой книгой, то у него было одно стремление — написать так, чтобы впоследствии к написанному пришлось бы только добавлять, но ничего не надо было бы зачеркивать. То, что добавить будет необходимо, автору было совершенно ясно. Наличие соавтора и редактора значительно усложняли задачу. Но надо сказать, что соавтор вообще не претендовал на оценку мировоззрения Рериха, а редактор проявил в этом деле максимум возможной деликатности. За исключением двух или трех фраз, добавленных в процессе редактирования и некоторых изъятий в этой, важнейшей части книги, текст прошел без изменений.

    Так что настоящую работу можно считать как необходимое дополнение к изданной книге, дополнение, которое все время имелось ввиду, так как без него жизнь и деятельность всех четырех Рерихов не имела бы ключа к полному раскрытию.

    Тем не менее на определенных этапах книга серии «Жизнь замечательных людей», если только автору удалось справиться с задачей «добавлять, а не вычеркивать», имеет большое значение и уже издана на языках бенгали, непала, румынском и литовском.

    Нет и не должно быть такой «эзотерики», которая не имела бы своего «экзотерического» аспекта. В этом ее жизненность и оправдание. В противном случае оставалась бы мистика, не имеющая выхода в жизнь. Давно изречено: «Нет ничего тайного, что бы ни стало явным», — а значит не имеется и явного, что не имело бы в своем основании тайны. Границы неизведанного постоянно отодвигаются, но никогда не могут быть уничтожены. Это и будет ответом на первый вопрос об отношении настоящей работы к книге «Рерих».