1.3. Происхождение кастовой системы

Земные жертвоприношения должны были служить отражением изначального космического жертвоприношения Пуруши и таким образом поддерживать мир в надлежащем порядке. Если жертвоприношения совершались правильно, боги действовали согласно просьбам людей. Поскольку жертвоприношения были двусторонним общением с богами, жрецы, совершавшие общественные жертвоприношения, должны были быть тщательно обученными и соблюдать высокий уровень ритуальной чистоты.

Подготовленные таким образом люди — брахманы — составляли отдельную профессиональную группу, или джати. Согласно ведической религии, правильное функционирование общества включало четкое разделение труда между четырьмя главными профессиональными группами, которые впоследствии превратились в касты. Брахманы были жрецами и философами, специалистами по жизни духа. На общественной лестнице они стояли выше, чем следующая группа, позже получившая название кшатриев. Это было дворянство феодальной Индии: цари, воины и вассалы. Их главной функцией было охранять и сохранять общество; от них ожидались отвага и величие. Группа, занятая в хозяйстве, называлась вайшьями. Это были крестьяне и торговцы. В касту шудр входили люди физического труда и ремесленники. В те древние времена, очевидно, такое разделение на группы имело положительное значение, способствуя определенному порядку в обществе. Однако со временем такая кастовая система превратилась в тормоз развития и беду Индии.

Со временем появилась и пятая каста, которая не упоминалась в Ведах . Это была не включенная в касты группа неприкасаемых. Они занимались столь «нечистой» деятельностью в обществе (от работы с животными продуктами, например, изготовления кожаной обуви, до подметания улиц и уборки трупов), что их прикосновение и даже их тень оскверняла, как считалось, представителей высших каст. Большинство из них принадлежали к завоеванному местному чернокожему населению.

Религия все больше подпадала под контроль ритуально чистых и тщательно обученных жрецов, и общение между кастами было ограничено. Принадлежность к касте стала наследственной, и не была отражением индивидуальных склонностей отдельных людей. Цепи кастовой системы не позволяли развитым и талантливым людям преодолеть кастовые границы. Этой системе стали в индуизме придавать не меньшее значение, чем самим Ведам. Еще Будда стремился к ликвидации кастовой системы, но только в Х I Х веке ее социальная несправедливость подверглась активной критике прогрессивными слоями населения. Одним из ее противников был отважный лидер Махатма Ганди, который назвал низшую касту «детьми Бога». В 1948 г . клеймо «неприкасаемости» было упразднено законом, хотя многие кастовые различия до сих пор сохранились в Индии.

«Касты мешали культуре — глупая затхлость. Именно Владыка Будда хотел изгнать это сословное неразумие. Радостно было Учение Владыки» (Агни Йога «Озарение», 3, 1, 2).

«Кузнец выбивает молотом много искр. Не будем думать, что он чернорабочий. Пришло время пересмотреть касты. Начало их стерлось в веках, следствия их у всех на глазах» (Агни Йога «АУМ», 188).

«Урусвати знает о вреде системы различных каст. Не будем иметь в виду лишь касты Индии. К сожалению, под разными наименованиями касты существуют во всех народах, и также они вредны и подлежат изъятию» (Агни Йога «Надземное», 274).

« Пред.След. »