1.2. Огненное жертвоприношение

Центральным моментом ведического культа является огненное жертвоприношение. По-видимому, люди собирались вокруг костра и бросали туда дары — зерно и цветы, предназначенные для Агни, бога огня. Ведические гимны Агни — это имеющие сложное духовное содержание заклинания силы света истины против тьмы. Ритуальное использование огня, которому приносится в жертву очищенное масло (гхи), зерно, семена и цветы для дэвов, которые питаются ароматами, до сих пор остается в центре индуистского культа. Философ двадцатого века Шри Ауробиндо много писал о метафорических значениях огня. Вот одно из его прозрений:

«Ведическое божество Агни — первая из Сил, возникших из гигантского и тайного Божественного начала. Агни — это форма, огонь, мощный жар и пламенная воля этой Божественности. Слово Агни означает горящую яркость, поэтому им и называется огонь. Когда человек, пробужденный от своей ночной тьмы, желает принести свою внутреннюю и внешнюю деятельность в дар богам истинного и высшего существования и, таким образом, подняться от смертности к далекому бессмертию, он должен поддерживать именно этот огонь устремляющей ввысь Силы и Воли; в этот огонь должен он бросить свои дары».

Со временем были разработаны сложные церемонии, связанные с огнем, которыми руководили жрецы-брахманы. Часть Вед, Брахманы , посвящена подробным указаниям, как совершать огненные обряды. Жрецы должны были использовать особые словесные формулы, священные заклинания и священные действия для обращения к духу, стоящему за всем сущим (позже названному Брахманом, Абсолютом, Высшей Действительностью). Словесные формулы назывались мантрами, их звучание должно было вызывать реальность, стоящую за ними. Для этого использовался язык санскрит (что значит «хорошо выстроенный»), который, как считалось, воссоздает звуковые образы предметов, действий и свойств, услышанные древними мудрецами, погруженными в глубокую медитацию. Однако, эти церемонии, обряды, мантры со временем теряли свою сакральную глубину, о чем и говорит Агни Йога:

«Мантрам и все молитвы могут или поддерживать внешний ритм, но также могут служить, как соединение с Высшим Миром. Много людей ухитряются не получить из молитвы ни внешнего, ни внутреннего смысла. Прекрасные ритмы Риг-Веды умерли, ибо не проникли в сердце. Можно считать эту аритмичность, как признак последнего периода Кали-Юги» (Агни Йога «Сердце», 402).

Огненные обряды, по-видимому, совершались на открытом воздухе. Наиболее благоприятным для их проведения считалось место слияния двух рек. Место, где сливаются две главные реки в районе поселения древних ариев, Ганга и Джумна, считалось особенно священным и до сих пор является основным местом паломничества для верующих.

Жертвоприношения Агни обычно состояли из топленого масла, зерна, сомы, иногда животных. «Сома — священный напиток, сок одноименного растения, используемый в храмах для достижения транса» (Е.П. Блаватская, «Теософский словарь»).

Некоторые исследователи полагают, что сома была психотропной жидкостью, вероятно добываемой из галлюциногенного гриба, смешанного с молоком и медом. Верующие могли использовать ее как средство, изменяющее сознание, и приносили ее в жертву богам. Возможно также, что в некоторых случаях слово «сома» означало сладкую жидкость, которая образуется во рту во время трансцендентальных йогических действий.

Ведический культ состоял в основном из жертвоприношений. Жертва, принесенная людьми, символически связывалась с первоначальным жертвоприношением, с помощью которого была создана вселенная, а именно с расчленением богами Пуруши, первоначального существа. Так, его мозг стал луной, глаза — солнцем, дыхание — ветром.

« Пред.След. »