4.3. Рай и ад

Зороастрийцы считают, что после смерти каждый из нас будет предан суду по мыслям, делам и словам нашим — добры ли они или злы. Чем больше добродетель, тем шире путь в рай, в Дом Небесной Песни, в Царство Света, где обитают души праведников. Чем больше накопленное зло, тем уже мост, и наконец он делается таким узким, что душа не может более его перейти. Она падает в ад, в Дом Лжи, мрачное, печальное место.

Некоторые зороастрийцы толкуют этот сценарий аллегорически и чувствуют, что он применим к этой жизни так же, как и к загробной. Теймурасл Рустамий Сетна, к примеру, объясняет:

«Когда поступки человека добры, он уверен в себе, и обычно люди говорят, что ему не о чем беспокоиться, его дорога ясна. С другой стороны, если поступки человека дурны, говорится, что его тропа опасна и что в любой миг он может упасть».

Тех, кто преодолевает мост, ведущий к вратам рая, встречают свет и истина Ахура Мазды, символически изображаемые как ангелы. После того как добрые поступки души взвешиваются в сравнении с дурными, ее уводит на соответствующий уровень неба молодая женщина, красота которой соответствует степени добродетели души. Она представляет сумму поступков человека. Судит и назначает награду или кару не Ахура Мазда. По природному закону, Аша , добрые дела сами влекут за собой награду, а злые — кару. Это учение подобно учению о карме в индуизме, джайнизме и буддизме, но зороастрийцы не переносят последствия в следующее воплощение, а скорее осознают, что последствия действий человека будут ощущаться им в жизни, и в этой, и в загробной.

« Пред.След. »