1. Введение

Прежде чем вести речь о сложности человеческого существа, необходимо оговорить некоторые моменты, касающиеся взгляда Учения на весь мир в целом, на мир видимый и невидимый. Агни Йога, как и Теософия Е.П. Блаватской, постоянно говорит о единстве Материи и Духа. Это должно быть понятно с учетом того, что мы знаем о главном космическом законе — Законе Космического Всеединства. В основе агнийогического взгляда на мир лежит идея единства Космической Жизни: Дух и Материя — два ее выражения, два полюса, которые неразделимы. Материя служит выражением для Духа. Без нее Дух не мог бы проявить себя. Дух — это олицетворение Материи. Дух организует и одушевляет Материю, и без него Материя оставалась бы в состоянии абсолютного покоя.

Из единства Жизни вытекает и единство Духа и Материи. Дух присутствует везде и во всем, только в камне он скрыт наиболее глубоко, а в совершенном человеке раскрыт со всей полнотой, допустимой условиями земного существования. Точно так же и материя едина. Новейшие научные исследования все больше подтверждают эту истину.

Мир физический с его плотной материей, состоящей из вещества твердого, жидкого и газообразного, нам хорошо известен. Мир Астральный или Тонкий, невидимый мир, является естественным продолжением физического мира с утонченной материей. Его материя несравненно тоньше и подвижнее физической и подчиняется иным законам. Идя далее в сторону еще большего утончения, мы получим новое состояние материи, новый мир, который представляет собой продолжение Тонкого и носит в учениях Теософии и Агни Йоги название Ментального или Огненного Мира. Таким образом, без всякого скачка, естественно и постепенно, совершается переход от известного нам физического мира в высокие области Невидимых Миров.

Не следует представлять себе, что эти «невидимые миры» начинаются где-то вдали от физического мира: они здесь, вокруг нас, и мы — в них. Наша грубая невосприимчивость отделяет нас от них, и при этом более действенно, чем это могли бы сделать огромные расстояния в пространстве.

Чтобы эта мысль стала яснее, нужно помнить, что ни одна пара физических атомов, принадлежащих плотной материи не соприкасается между собой, все атомы имеют свое свободное поле действия и все как бы плавают в море окружающей их астральной материи. Чтобы понять взаимодействие различных состояний материи, нужно представить себе плотный земной шар насквозь пронизанным астральной материей, которая, как более тонкая, распространяется на значительное расстояние за пределы земной атмосферы; то же самое относится и к еще более тонкой ментальной (огненной) материи, которая проникает всю астральную и физическую материю, каждый астральный атом (слово «атом» или «молекула», употребляемые в подобных случаях, не несут физического смысла, вкладываемого в них физикой или химией, — это лишь символы, выражающие мельчайшую частицу данной материи) как бы плавает в море ментальной материи.

Допустив, что материя нашего физического мира проникнута более тонкими видами материи, которые не поддаются методам исследования, применяемым к материи плотной, необходимо допустить, что и в состав человеческого организма входят более тонкая астральная и еще более тонкая ментальная материи.

Как же убедиться в этом? Известно, что атомы и молекулы окружающей нас плотноматериальной и тонкоматериальной среды постоянно находятся в колебательном движении, то есть, вибрируют, и из этих вибраций только самая ничтожная часть воспринимается органами чувств, достигая «порога восприятия» сознания современного человека. Нетрудно себе представить, какая огромная перемена произошла бы с человеком, если бы он мог отвечать на все мировые вибрации. Эта перемена происходит, но не вдруг, а очень медленно и постепенно, и она нам известна под именем эволюции. Разница между дикарем и современным культурным человеком состоит в том, что последний воспринимает бесконечно большее количество вибраций, чем дикарь. Кто-то может возразить, что дикарь был ближе к природе и поэтому в чем-то лучше её чувствовал. Это верно, но в целом современный человек по уровню развития эмоциональности, мыслительных способностей, степени развития своего сознания развит несравненно более дикаря.

Точно так же и разница между человеком настоящего и человеком будущего сведется к тому, что последний будет воспринимать столь тонкие и быстрые вибрации, какие совершенно недоступны организму современного человека. И это произойдет в силу эволюции.

По мере расширения восприимчивости человека будет раздвигаться и поле его сознания, причем, до тех пор, пока оно не перейдет за пределы физических явлений, после чего станет возможным его непрерывное общение с Тонким Миром. Но для такого общения нужны органы восприятия, отличные от физических. И они уже имеются в зачатке у всех людей. Дальнейшее их развитие произойдет под действием тех же эволюционных законов, какие вызвали к жизни и те физические органы чувств, которыми мы обладаем на современной ступени развития. Когда такое развитие достигнет необходимого уровня, человек будет обладать в некоторой степени непрерывностью сознания, то есть, он сможет сознательно жить одновременно в Плотном и Тонком Мирах. С последним на настоящей ступени развития мы приходим в общение лишь во сне и после физической смерти. Но и в настоящее время существуют опередившие остальное человечество люди, обладающие такой непрерывностью сознания, которая позволяет им — при сохранении ясного, бодрствующего сознания физического плана — вступать в общение с невидимыми мирами, и им мы обязаны теми сведениями о сверхфизической природе Вселенной и человека, которые вошли в религиозные, эзотерические учения древности, учения Теософии, Агни Йоги.

Сделав эти краткие предварительные указания, необходимые для уяснения дальнейшего, перейдем к рассмотрению строения человека с учетом его тонких структур.

« Пред.След. »