ТЕРОС
Школа Агни Йоги (Живой Этики)
и духовного наследия Рерихов
header
header    
Вернуться   Школа Агни Йоги (Живой Этики) и духовного наследия Рерихов > Заочная школа Агни Йоги > 1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги > 4. Что такое Агни Йога? Введение в Агни Йогу

» Меню

3. Духовный путь Рерихов.

Получение Агни Йоги от Великих Учителей по каналу яснослышания.

Новый этап эволюции.

 Путь Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов к выполнению ответственной миссии был непростым. Каждый из них до встречи в одиночку преодолел жизненные трудности, смутно предчувствуя ждущие их впереди великие задачи. Николай Константинович в молодости искал себя в постижении основ древнерусского искусства, истории, археологии. Елена Ивановна тянулась к познанию философии, пристально изучала религии Востока. В дальнейшем внутренняя погруженность в духовный мир Азии у обоих Рерихов становится главным содержанием их жизни. После отъезда из России и длительных странствий по Европе они на несколько лет оседают в Америке, где ведут широкую культурно-просветительскую деятельность и готовятся к трансгималайскому путешествию. Мечта о путешествии на Восток, в Индию родилась у Рерихов значительно раньше, еще в 1913 году, однако оформилась в твердое решение лишь за границей, причем немалую роль здесь сыграла их личная встреча с представителями Великих Учителей Востока — Гималайских Махатм в 1924 году в Лондоне.

О Великих Учителях и связанной с ними сокровенной духовно-эзотерической традиции ученичества Рерихи узнали еще в Петербурге. Сосредоточенность на этой проблеме и интенсивность поиска духовных контактов с ними была у Елены Ивановны столь велика, что принесла ей в конце концов высокое мистическое переживание, которое помогло установлению сознательных духовных контактов с Учителем. Эта тончайшая связь постепенно крепла, становилась все более прочной и вот, наконец, в 1920 году получила свое материальное воплощение. День 24 марта этого года стал днем начала первых записей Учения и потому в кругу последователей Агни Йоги считается днем Учителя.

Интересен был сам способ, с помощью которого Рерихи получили Учение. Он не принадлежал к числу широко распространенных устных вариантов передачи знания от учителя к ученику. Скорее он принадлежал к традиции прямого непосредственного получения боговдохновенных истин, к которому были склонны и пророки. Из двух наиболее известных каналов принятия высоких откровений ясновидения и яснослышания — Рерихи оказались более предрасположенными к последнему каналу, считающемуся в эзотеризме наиболее высоким и точным. Тексты, воспринятые благодаря яснослышанию, считаются наиболее точными и сознательно записанными по сравнению с иными записями мистического толка. Они отнюдь не совпадают с автоматическим письмом или иными разновидностями медиумического восприятия. Оно не может также быть отождествлено с восприятием собственных интуитивных прозрений или вслушиванием во внутренний диалог с самим собой, в поток сознания. Яснослышание предполагает высочайшую степень уровня бодрствования и сознательности. Интенсивность внутреннего состояния сознания при истинном яснослышании столь велика, а степень психоэнергетического наполнения столь впечатляюща, что человеку становятся доступны тончайшие звуковые вибрации.

По сути яснослышание — это восприятие голоса Духовного Мира, Учителя, Бога, принявшего звуковой образ для того, чтобы быть понятнее и ближе звучащему любовью сердцу ученика. Вслушиваясь в глубинное звучание Бога в собственном сердце, воспринимаемое вначале как нерасчлененный звук Безмолвия, ученик начинает различать отдельные ноты и модуляции этого высокого космического оркестра. Сквозь Безмолвие, называемое на Востоке «Шабда-Брахманом» или «Брахманом звучащим», в чуткое бодрствующее сознание ученика постепенно пробиваются возвышенные сообщения неба, чистая речь Творца. Божественное неделимое Слово превращается в слова Духовного Учителя, передающиеся по тончайшему космическому эфиру, вначале едва различимые и малопонятные, затем все более ясные и четкие.

В сравнении с ясновидением яснослышание считается эволюционно более высоким видом общения с Богом, поскольку оно предполагает достижение более полного с ним слияния благодаря звуковой объединяющей безмолвной вибрации. При ясновидении же мир остается поделенным на воспринимающий субъект и воспринимаемый субъект. В своем высшем проявлении ясновидение подводит к следующей стадии слияния с Творцом — и трансформируется в яснослышание.

Стоит отметить, что все виды общения ученика с Учителем — и ясновидение, и яснослышание, и яснопонимание не относятся к духовно-психологическому знанию и психотехнике одних лишь эзотерических школ . История традиционных религий полна упоминаний о многих мистических переживаниях, во время которых святые и подвижники созерцали различные высокие видения, беседовали с ангелами и архангелами, и, наконец, достигали состояния всеобъемлющего озарения, после чего получали ключ к пониманию истинной природы вещей и событий. Эзотерические учения лишь обобщили и углубили этот опыт.

Внимательное изучение биографий Елены Ивановны и Николая Константиновича, понемногу открывающее их внутреннюю жизнь показывает, что духовный канал общения с Учителем также формировался ими через прохождение этих трех стадий. В начале тонкие знаки и видения, завершившиеся озарением Елены Ивановны и ее первым контактом с одним из Великих Учителей, затем безмолвное слияние с Учителем, увенчавшееся подвигом ясного понимания Учения Жизни во всех аспектах. Николай Константинович проходил сходный путь посвящения в Истину. К моменту появления первых записей Агни Йоги сознание обоих Рерихов было вполне подготовлено к восприятию огненной мудрости Провозвестия.

Николай Константинович принял самое активное участие в получении этих записей, в духовной настройке, открывающей доступ к этой высокой и прежде закрытой информации. По словам В. Сидорова «степень участия Николая Константиновича в работе над первой книгой Учения была весьма значительной, в ряде случаев определяющей». Это хорошо видно по стилистике первой книги Учения «Зов», уже по своему подзаголовку «Листы сада Мории», неразрывно связанной с другой книгой художника — сборником стихов «Цветы Мории». Сам ритм фраз «Зова», тяготеющий к поэтической форме белых стихов, характер образов, интонация текста — все напоминает манеру других книг Н. К. Рериха. В последующих книгах Учения — особенно это заметно становится начиная с третьей и четвертой книг — стилистика, слог, интонация, система образов, характер изложения претерпевает значительное изменение. Текст начинает разбиваться на параграфы, каждый из которых, как правило, содержит одну основную идею или мысль. Смысл каждого отрезка сгущается, становится более плотным. Неясные места текста, вольные поэтические фигуры, образы и символы, в какой-то степени присущие первой книге, в дальнейшем становятся все более четкими, строгими, согласованными с логическими правилами. Кристалл истины делается все более ясным. Сокращается, а затем практически исчезает налет личных обращений Учителя к ученику, предназначенных прежде всего для самих Рерихов и частично включенных ими в издание как материал, который, как они сочли, может быть полезен всем. Учение становится все более безличным, обращенным ко всем людям без исключения. Из этого огромного единства текстов выведена вся закрытая до времени информация, касающаяся судеб России, мира, сроков, причем осуществление отбора материала в данном случае Учителя поручили Е. И. Рерих.

Тонкий характер всех сообщений, получаемых Еленой Ивановной от Великих Учителей Востока и составивших Учение, приучил ее к тщательной проверке всех своих тончайших чувств и переживаний. Рерихи понимали, что духовный аспект общения с Учителями предполагает прохождение высшей посылки через астральный план, изменчивый, полный иллюзорных ловушек и способный исказить тонкое сообщение. По свидетельству биографа рериховской семьи П. Ф. Беликова, Елена Ивановна тщательно проверяла все сообщения: «Подобные проверки помогали проводить разные пути общения: ясновидение, яснослышание, письменные доказательства. Все они сверялись и, пройдя сознательную проверку, попадали в книгу Учения». Все полученное из тонкого мира сверялось с физическим измерением. Это дало высокую достоверность записываемым текстам.

Каково основное содержание Учения? В чем состоят его главные идеи?

Соотнося время с вечностью, Агни Йога возвещает новый этап космической эволюции человека, при котором планета, отставшая в своем развитии от необходимых темпов, начинает принимать воздействия мощных, доселе не знакомых тонких энергий и лучей. Энергии пространственного огня, посланные и усиленно приближающиеся к Земле из более высокого уровни бытия, призваны воссоединить разорванную энергетическую ткань планеты, сблизить опасно разошедшиеся планы бытия (физический, астральный и огненный), ускорить процессы очищения планетной кармы и эволюции человеческого духа. Происходит сближение времени с вечностью, в результате чего на планете наступает иное время, рождаются новое небо и новая земля. Огненное крещение планеты по сути представляет собой великий отбор людей, способных преобразить свой внутренний мир и работать на благо человечества. Сближение миров есть эволюционный процесс, которому человек должен содействовать, осуществляя его в собственном сердце. Соединение миров — объективная закономерность, не зависящая от человеческой воли, человек может лишь усилить или отсрочить это величайшее веление Космоса, оказывая при этом влияние главным образом на самого себя.

Неизбежность грядущего соединения миров объясняется, согласно Учению, основными законами развития Космоса, где периоды погружения человеческого духа в плотные слои материи, называемые инволюцией, закономерно сменяются периодами духовного подъема к более тонким и совершенным мирам, то есть фазами эволюции. Агни Йога опирается здесь на идеи, высказанные в «Тайной Доктрине» Е. П. Блаватской, утверждавшей, что наша Земля проходит в продолжении данного эволюционного цикла семь кругов или глобусов. Три из них развиваются по нисходящей (инволюционной) дуге и три по восходящей, или эволюционной. Настоящий же срединный четвертый круг — глобус являет собой самую низшую точку инволюции и максимальную плотность материи. Сегодняшнее человечество, живущее на данном четвертом глобусе, где страдания и боль превалируют над счастьем и блаженством, способно уйти от этого бремени лишь в результате сознательного усилия и напряжения творческой мысли.

Мысль, как уже говорилось, рассматривается в Учении как разумное основание бытия , как высший замысел, по которому развивается мироздание. Будучи отражением творческой разумной силы Творца, наделившего своими атрибутами каждую частицу вселенной, мысль, пусть и в различной степени, присутствует как в Космосе, ошибочно считающемся неживым, так и в человеке. Процесс познания по своей сути представляет собой осуществляемое посредством человеческой личной мысли извлечение из материи космической безличной мысли, выступающей в виде разумной закономерности мира. Агни Йога в поэтической форме передает это пантеистическое мироощущение, полное преклонения перед миром мысли:

«Если можно утверждать наличие мысли камня, то какая чистая радуга мысли наполняет пространство! Нужно привыкнуть к сознанию, что все сущее проникнуто мыслью. Явление неотвлеченное и весомое, конечно, остается в понятии энергии, но сохраняет потенциал сознания эволюции. Чувствование растений недавно ограничивалось инстинктом, но исследования инстинкта относят его в область мысли, отсюда наблюдения и вниз, и вверх. Обычная ошибка человекообразных, приписывающих себе исключительное право на мысль. На самых примитивных примерах можно показать, насколько мысль человечества разделена возрастом, положением и народностью. Именно среди людей можно иногда поражаться слабыми зачатками мысли. Зато безымянные пространственные мысли подымают дух.

Вы знаете, что видоизмененное радио может уловить пространственные мысли, и мысль, как вещество, может обоюдно питать и возрастать.

Задумайтесь над явлением мысли, осознайте распространение ее и радуйтесь лаборатории мысли, которая от клетки минерала до Беспредельности соединяет начала.

Магнитная волна, искра электричества и мысль — эти три встречают спутника стремящегося в Беспредельность» (Агни Йога, "Знаки Агни Йоги", 80).

Мысль и мыслетворчество, согласно Агни Йоге, относятся к факторам, влияющим на состояние психической энергии человека. Хаотические, беспорядочные мысли «съедают» психоэнергетический потенциал, истощают жизненные силы индивида. Мысли упорядоченные, творческие, сосредоточенные конденсируют и утончают психическую энергию. Роль психической энергии в жизни человека, даже если он этого не осознает, чрезвычайно велика, потому следует остановиться на этом вопросе подробнее.

Если мысль, согласно Учению, есть разумное основание Бытия, то психическая энергия может считаться энергетическо-силовым основанием. Она есть та изначальная сила, которая пронизывает все мироздание от атома до человека. Именно она составляет скрытое объяснение большинства так называемых оккультных феноменов. Психическая энергия лежит в основе высоких творческих способностей человека. Она проявляется и в интенсивности духовных исканий личности, а потому может быть отождествлена с духовностью. Учение не один раз говорит о «духовности или психической энергии». Качество психической энергии в человеке зависит от качества его сознания — чем выше, шире, тоньше последнее, тем более высокого качества психическая энергия имеется у данного человека. И в своей мощи, и в своей утонченности психическая энергия не знает пределов или препятствий для развития. Она также обладает свойствами и атрибутами подлинного космического магнита, притягивающего из бесконечно разнообразной вселенной подобные себе силы и отталкивающего силы противоположные и враждебные.

Важной особенностью психической энергии является принцип делимости, то есть способность к самоотделению ее частей от основного центра и самостоятельному их функционированию. Самоотделившиеся частицы психической энергии могут наслаиваться на каком-либо материальном предмете, концентрироваться в тонком поле вокруг каких-либо людей, дел и обстоятельств. Учение много говорит об умении накапливать психическую энергию, о повышении сознательности подхода к ней, утончении и духовном очищении своего психоэнергетического потенциала, о воспитании способности совершать мысленные посылки этой энергии в тонкое пространство с целью очищения психосферы планеты, о формировании правильного ритма внутренних переживаний и внешних действий. Психическая энергия считается в Учении наилучшим эволюционным достижением человека, имеющим огромное значение для его будущего. Грядущее планеты не может состояться без овладения большинством людей основами психической энергии. Подобное овладение имеет значение не только для индивидуального роста отдельных людей, но и для судеб всей земной цивилизации в целом, поскольку это позволяет решить проблему энергетического кризиса.

Лучший способ ощутить психическую энергию — сделать это чувство реальным для себя, постоянно усовершенствовать себя, воспитывать в себе способности тонкого и целостного восприятия мира. Учение говорит об этом:

«Когда говорим об образовании психической энергии в сознательное оружие, могут спросить — с чего начать? Нужно начать с осознания присутствия ее. Для этого осознания необходимо дотронуться до одного из основных понятий. Иногда это называли неудачной верой, но лучше назвать доверием. Вера отвечает самогипнозу. Доверие соответствует самоанализу. Вера неопределенна в своем существе. Доверие подтверждает непреложность. Нет суеверия осознать мощь человеческого аппарата. Достаточно задуматься над процессами мышления, или рефлекса, или хотя бы пищеварения. Можно легко заметить проявления нервных центров, но нечто объединяет их деятельность сознательно, не входя в пределы разума» (Агни Йога, "Община", 221).



Текущее время: 15:58. Часовой пояс GMT +3.


Agni-Yoga Top Sites

Рейтинг@Mail.ru

Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2017, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot