ТЕРОС
Школа Агни Йоги (Живой Этики)
и духовного наследия Рерихов
header
header    
Вернуться   Школа Агни Йоги (Живой Этики) и духовного наследия Рерихов > Заочная школа Агни Йоги > 1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги > 3. Управление миром

» Меню

7. Мужское и Женское Начало.

Великое Непознаваемое.

Небесная Иерархия. Часть 1

 К тому Великому Непознаваемому, которое Христос назвал Отцом всего существующего, Новое Учение — Агни Йога — прибавляет новое понятие — Матерь Мира. Первопричина на одном полюсе положительна, на другом отрицательна, поэтому во Вселенной существуют два безначальных Начала: Дух и Материя, положительное и отрицательное, мужское и женское. Как соединение положительного и отрицательного электричества дает искру, точно так же лишь соединение духа и материи дает сущность, и соединение мужского и женского начала дает плод.

Законы для проявления жизни в Космосе одинаковы с самого верха до самого низа. Изучая законы рождения человека, изучаем законы рождения Космоса. Как человек есть соединение духа и материи и результат слияния мужского и женского начал, точно так же и Космос. Как на земле мужчина, или мужское начало, не может дать жизни другому существу без матери, без женского начала, точно так же Отец Мира не может дать жизни миру без Матери Мира, без женского начала. Лишь соединение Отца, или Единого Духа, с Матерью, или Единой Материей, дает плод, дает Сына — Единую Вселенную. Поэтому не Отец, Сын и Дух Святой, но Отец, Мать и Сын, ибо как наверху, так и внизу — основной закон мироздания.

Кроме нового понятия о Матери Мира, Агни Йога говорит о Беспредельности, о красоте и величии Беспредельности. Агни Йога говорит о Космическом Разуме, о Космическом Магните, о Разумных Космических Энергиях, о Материи Матрикс, о Материи Люциде, о Творческих Силах Космоса.

Новое Учение говорит о Великом Непознаваемом, которое своей таинственностью и непознаваемостью должно вечно увлекать и манить к себе человека, ибо лишь непонятное и таинственное влечет к себе, все же расшифрованное и понятное перестает обладать притягательной силой и низводится человеком до своего уровня, то есть, до обыденности.

Стремление к познанию Непознаваемого должно быть, ибо оно есть залог эволюции и высшая цель, и смысл жизни, но само познание будет ускользать от нас всегда, ибо познанный Бог перестал бы быть Богом. Полное познание Непознаваемого обозначало бы конец эволюции, конец жизни во Вселенной, конец Вселенной, потому что, если цель, достигнута, то стремиться некуда и какую другую, столь же высокую цель, взамен достигнутой, мог бы поставить себе человек?

Великого Непознаваемого или Того Неведомого Бога, которого, как говорил Апостол Павел, не зная, чтили древние греки, нельзя познать умом, но нужно признать сердцем. Нужно принять его в свое сознание и, не строя ему рукотворных храмов, не устанавливая обрядов, построив ему нерукотворный храм в сердце своем, чтить его в духе и истине, «ибо таких поклонников Отец ищет себе». Так сказал Христос (Иоанн, 4—23).

Таким образом, на поставленный в начале вопрос: «Кто правит миром?» Агни Йога дает следующий ответ: миром правят Творческие Силы Космоса, составляющие вместе Небесную Иерархию, те личные и единственные Боги-Сущности, какие существуют во Вселенной. Как уже неоднократно говорилось, их много, но все они достигли божеского состояния, пройдя через человеческую эволюцию. Все они подчиняются Единому, стоящему во главе Небесной Иерархии.

Нет ни одного высшего Существа, которое могло бы находиться вне этой иерархической лестницы или которое могло бы достигнуть ее не эволюционным, но каким-нибудь иным, самостоятельным путем. Но на какой ступени этой иерархической лестницы находится каждый Иерарх и каждый Учитель, нам знать не надо. Поэтому споры о том, чей Бог и чей Учитель выше, в высшей степени бесполезны и бессмысленны.

«Лестница Иакова — символ Нашей Обители» (Озарение, II , 35). «Лестница эта, соединяя небо с землей, доводит до Самого Высшего. Невыносим Свет Всевышний, но Иерархия соединяет с этой ослепительной Вершиной. Там, где можно бы даже ослепнуть, там Иерархия возводит прозревшим духом. Любовь есть венец Света» (Агни Йога, книга "Иерархия", 281).

Космос, как Сына Непознаваемого Отца и Непознаваемой Матери, можно уподобить дереву, — аналогия между высшим и низшим в Космосе полная. Как дерево, оставаясь само собою, производит бесчисленное множество семян, из которых каждое заключает в себе не только потенциальную возможность стать таким же деревом, но и возможность производства неограниченного количества таких же семян, точно так же в Космосе все его семена. Семя дерева стремится стать подобием своего родителя, таким же деревом, и если не становится им, то погибает и служит удобрением для родившего его дерева. К таким же результатам законы развития жизни в Космосе приводят все другие формы Единой Космической Жизни.

Человек, как высшее проявление творческих усилий Космоса, давно уже назван мудрецами человечества микрокосмосом, или малым космосом, отражением Вселенной и образом, подобием Бога. Человеческое тело есть отражение Вселенной, или малый Космос, а Дух человеческий — образ и подобие Бога — своего Творца. Но тело человеческое превращено в малый Космос усилиями творческих и стихийных сил природы, превратить же свой дух в образ и подобие Бога человек должен собственными усилиями. Он должен стать подобным своему Отцу, стать творцом и создавать подобия Вселенной, малые миры, или же, как семя дерева, не превратившееся в дерево, должен погибнуть и стать удобрением для Космоса. Таким образом, человек становится богом и творцом или удобрением. Другого выхода нет. Существование бесчисленного количества Творческих Сил в Космосе говорит за то, что уже много людей, как семена, давшие плод, достигли образа и подобия своего Творца.

Таким образом, если Первопричину или Великое Неизвестное (Бог, Абсолют) мы можем принять как отвлеченное Начало, то Небесную Иерархию мы должны принять как реальность, ибо реальность Небесной Иерархии засвидетельствована всеми священными писаниями и многочисленными явлениями жизни.

Иерархическое начало, или водительство и подчинение низшего высшему, есть такой же вечный и неизменный закон мироздания, как все другие космические законы. Иерархическое начало управления Космосом вытекает из таинства космической жизни. Космос, как живой и сложный организм, все части которого для согласованной деятельности нуждаются в своем управлении в Едином, который, объединяя их деятельность, направлял бы разнообразное действие разнообразных органов его к единой цели.

«Сказание о Гиганте, держащем Землю, не есть суеверие, но память о Едином, принявшем ответственность за Землю. Так, в каждом действии есть единый, принявший на плечи ответственность. Единый с сотрудничеством других составляет равновесие, как волчок в движении» (Агни Йога, "Иерархия", 54).

Вся многообразная жизнь Космоса с его эволюцией и всем тем стройным порядком, какой мы наблюдаем в мироздании, осуществляется при помощи Иерархии. Миллионы Иерархов различных ступеней власти, силы и могущества принимают участие в творчестве и управлении Космосом, но не ведает этим один Бог, как ошибочно представляют себе это многие христиане.

«Когда собирается новая раса, Собиратель есть Иерарх. Когда строится новая ступень, для человечества, Строитель есть Иерарх. Когда строится на жизненном ритме ступень, назначенная Космическим Магнитом, то во главе стоит Иерарх. Нет такого явления в жизни, которое не имело бы в зерне своего Иерарха. Чем мощнее ступень, тем мощнее Иерарх» (Агни Йога, "Иерархия", 399).

Человечеству западного мира чуждо понятие Учителя и понятие Иерарха. Западный человек привык чтить Бога, но тот Бог, которого он чтил, в сущности, всегда был одним из Иерархов, или Учителей человечества. Новое Учение, Агни Йога, заменяя понятие Бога понятием Учителя, возвращает западному миру это утерянное верное представление о том Высшем Существе, которое является именно Учителем человечества.

Если тот Иерарх, который руководил еврейским народом, которого евреи называют Иеговой, через Иерарха Моисея говорил: «Я бог твой и пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня», — то это было необходимо для того времени и того народа, каким был в то время Израиль. Следующий Иерарх — Христос — рыбакам ноги мыл и никогда не называл себя Богом, но Сыном Человеческим, Сыном человечества, совершенным плодом человечества.

Следующий Иерарх, дающий миру следующее, Новое Учение, Учение Живой Этики, Агни Йогу, говорит:

«Не нужно в понятие Учителя вносить надземные предпосылки. Им будет тот, кто подаст лучший совет жизни» (Агни Йога, "Знаки А.Й"., 43).

Говоря об Иерархии, Учитель называет Иерархов Братьями человечества.

«Мы — Братья человечества» — фраза, которая много раз повторяется в Учении.

Таким образом, Братья человечества по мере развития человечества вводят его в новый круг понятий и, давая ему более точные и верные представления о мироздании и о Силах, правящих Космосом, приближаютнас к себе, называя в настоящее время себя не нашими Богами, но нашими Старшими Братьями. Взамен богопочитания и жертвоприношений, что было необходимо тысячелетия тому назад для наших предков, от нас требуется лишь признание Иерархии и почитание их как своих Старших Братьев.

 «Трудись, твори благо, чти Иерархию Света — этот Завет Наш можно начертать на ладони даже новорожденного. Так несложно начало, ведущее к Свету. Чтобы принять его, нужно иметь только чистое сердце» (Агни Йога, "Иерархия", 373).

«Когда мир окунулся в мрак отрицания, то, конечно, нужно ожидать разрушения старых, негодных основ, ибо как же можно переродить мир? Как может человечество очнуться — как не потрясением всех негодных устоев? Ведь только когда утвержденные, новые великие принципы Иерархии осознаются человечеством, можно будет утвердить спасение человечества. Так Мы напряженно устремляем планету к принципам Иерархии Блага. Утеря высших понятий должна быть возмещена, ибо каждый утерянный принцип приносит космические перевороты. Так нужно возродить человечество принципам Иерархии» (Агни Йога, "Иерархия", 411).

«Только обновлением мышления можно постичь человечеству новую планетную ступень. Ведь какое пространственное напряжение окружает планету! Ведь только перед великим космическим сражением бывали столь грозные предзнаменования! Потому только, когда утвердится Наша Иерархия, человечество может быть спасено» (Агни Йога, "Иерархия", 412).

«Какие тернии люди сами вплетают в венки жизни! Какие силы тратят люди на противодействие тем принципам, на которых держится сама жизнь! Сколько ненужных терний окружают людей, превращая их жизнь в регресс! Ведь не поймут люди высшей мудрости, не поняв, прежде всего, закона Иерархии; то, на чем держится вся жизнь; то, чем прогрессирует мир; то, чем слагается эволюция; то, на чем слагались лучшие ступени и страницы истории. Так не уйти человечеству от великого закона Иерархии. Только саморазрушение может дать то направление, по которому идут лишенные понимания Иерархии. Так тернии, направленные против Иерархии, обращаются в путь темный. Так нужно великий закон Иерархии охранять как ведущее Начало» (Агни Йога, "Иерархия", 414).

«Иерархия есть планомерное сотрудничество — так можно было бы назвать эту часть Учения, но не боимся, если вы употребите старо-греческое слово Иерархия. Если кто истолкует его в своем условном понимании, он только докажет, что мозг его не готов для кооперации» (Агни Йога, "Иерархия", 416).

 Иерархическое Начало управления Космосом так широко проведено в жизнь, что не только, как уже сказано, нет ни одного космического начинания, во главе которого не было бы Иерарха, но нет ни одного существа в мире, которое не имело бы своего руководителя, или, как называют их в христианском мире, Ангела Хранителя, которые все принадлежат к той же Иерархической цепи Высших Существ.

В жизни каждого человека бывали такие необыкновенные случаи, когда он мог пострадать или погибнуть, но Водящая Рука отстраняла от него опасность, если случай этот не входил в зрелую карму, которая должна исполниться. Чуткий человек в таких случаях не может не признать водительства Высших Сил. Человек же духовно неразвитый объясняет такие явления случайностью, чаще же всего он приписывает это себе, своей находчивости, своему мужеству, но кому бы такие случаи человек ни приписывал, Руководитель его не оставляет.

Всякий имеет Руководителя по своему сознанию. Чем человек по своему развитию выше, тем более высокий Руководитель ему дается. Под Ангелом Хранителем нельзя понимать непременно какое-то отдельное Существо из Высших сфер, но большею частью это наш собственный дух, наше высшее «Я», которое часто определяется как совесть. Некоторые имеют друзей или знакомых, раньше их перешедших за черту, которые иногда вмешиваются в их жизнь, помогая и направляя их.

Истинными Ангелами Хранителями человечества следует признать Великих Духов, Иерархию Светлых Сил, Великое Сокровенное Братство, вечно стоящее на страже человеческих духовных нужд и эволюции. Некоторые из этих Ангелов Хранителей, конечно, в редчайших случаях, становятся руководителями отдельных личностей, но луч Их постоянно устремлен в неослабных поисках пробудившихся сознаний и загоревшихся сердцем, чтобы поддержать и направить их. Но в наш век, к прискорбию, «ангелами хранителями» большинства стали темные одержатели низших сфер, голос которых легче воспринимается, ибо он никогда не идет вразрез с нашими земными вожделениями. Но горе допустившим такое приближение.

 «Когда в Учении говорится об Иерархе и Учителе, то не всегда подразумевается Высший Иерарх или Небожитель, но часто, именно, указывается земной, духовный руководитель. Помните, как сказано: "Имейте каждый Учителя на Земле". Именно земного учителя, который может явиться звеном с Иерархией Высших Сил. Между прочим, этот закон иерархический особенно трудно воспринимался и воспринимается нашими современниками. Но Великие Учителя особенно настаивают на нем. И Они твердо, неуклонно устанавливают Иерархию среди своих учеников. Никто не может перешагнуть через поставленного старшим Самим Владыкой. Во времена Е.П.Блаватской мало кто признавал ее авторитет, и даже те, кто принимал его вначале, как только начинали получать, благодаря ее посредству, хотя бы изредка, указания от Самого Владыки, сейчас же начинали пренебрегать советами и указаниями, идущими от нее. Это и было камнем преткновения, в этом заключалась вся драма Теософического Общества, ибо, как я уже сказала, Великие Учителя непоколебимы в своих Иерархических постановлениях. И результат таких пренебрежений неизбежно сказался в массе огорчений и заблуждений, в целом ряде ошибочных изложений Доктрины и в большой задержке в духовном развитии так провинившихся. Так, в нашем построении хотя некоторые из ближайших сотрудников тоже получают Указания от Самого Владыки, но Океан Учения и все, касающееся сроков и будущего, сосредоточено в одних руках» (Письмо Е.И.Рерих от 26.05.34.).

«Во всех религиях уходящему от Земли давался напутственный Предстатель, в виде Святого или Ангела, или усопшего родственника. Так подтверждалось существование загробного мира и надобность Руководителя. Надо привыкать к этой мысли о необходимости Руководителя. Так во всех религиях устанавливалось Наставничество и Учительство. Потому, когда говорим об Учителе, Мы напоминаем о том, что неизбежно. Учение может жить или обратиться в объятия смерти. Но как легко расцветить жизнь обращением к Свету» (Агни Йога, "Иерархия", 62).

«Об Ангелах Хранителях знали все народы и сохраняли предания тысячелетиями. Все учения знали о Мощных Покровителях человечества, которые водительствовали народами. Почему же наше время отреклось от Высших Водителей? Когда же существовал Мир без Покровителей? И как может человечество утвердиться понятием отсутствия Водителя? Основные принципы Бытия напрягаются законами, явленными Водителями, и законы космические не меняются, но растут с космическими утверждениями. Потому Покровители человечества и всемогущая Богиня Фортуна творят рок человечества. Сознание этого великого закона может устремить человечество к Цепи Иерархии» (Агни Йога, "Иерархия", 234).

«Потому каждое устремление, ведущее к объединению ученика с Учителем, ведет к познанию высших законов. Ученик, не желающий Учителя, тем признает свое невежество, ибо приостанавливает свое развитие. Ведь каждая сила, влекущая дух кверху, есть сила развития. Как же будем расширять сознание и возвышать дух, если не примем Руку Иерарха? Явления самомнения так пагубно задерживают продвижение, потому достойно указать всем говорящим о чрезмерной преданности Учителю, что только силою преданности Учителю можно достичь утончения сознания...» (Агни Йога, "Иерархия", 128).

«Неминуемо встретитесь с особым типом людей, которые приходят в бешенство при упоминании об Учителях. Они готовы поверить наглой биржевой спекуляции, готовы поверить любому мошенничеству, но идея Общего Блага им недоступна».

«Пристально посмотрите этим людям в зрачок, в нем найдете бегающую тень, и недолго выдержат они ваш взгляд — это тайные Дуг-па (темная сила). Часто они опаснее своих явных собратьев».

«Даже если им прислать кошель денег, они вспомнят несуществующего должника. Даже если удержать их от гибели, они напишут благодарность в полицию. Даже если бы привести этих, с виду благонамеренных людей, до самой границы Нашего Поселения, они объявят виденное миражом. Если бы они это делали по невежеству, но причина гораздо хуже».

«Берегитесь от них. Главное, детей берегите. От них детские язвы. Они идут в школу. Для них исторический факт и закон знания не существует. Встречая язвенных детей, спросите о качестве учителей» (Агни Йога, "Озарение").

«Сколько ненужных явлений сами люди себе строят! Сколько лишних кармических затруднений себе создают! И все лишь от нежелания принять Иерархию в сердце. Так все утверждения могут лишь тогда войти в жизнь, когда сознание может принять Иерархию. Каждое зло в мире зарождается от противодействия великому принципу Иерархии. Каждая победа одерживается лишь принципом Иерархии, потому нужно так утвердиться на утвержденной Иерархии» (Агни Йога, "Иерархия", 276).

«Когда связь с Владыкою прочна, можно горами двигать. Устремление к Иерархии создаст ту культуру, о которой много говорится. Мертвы те, кто мнят, что посредством земной Майи могут создать твердыни! Так же неразумно, как дети из грязи мечтают сложить крепость! Поистине, прочен лишь мир духа, ибо неразрушим и несокрушим! Можно указать, что первый признак культуры отсутствие личных раздоров» (Агни Йога, "Иерархия", 146).

«Низкие мысли изображались в виде пресмыкающихся гадов. Ничто не может больше соответствовать этим подонкам сознания. Можно ли покойно сидеть на кресле, зная, что под ним ядовитые змеи и скорпионы! Нужно освобождаться от гадов и, прежде всего, по линии Иерархии. Осуждение и хула на Владыку непоправимы. Каждый, осуждающий Иерарха, должен помнить, что его легкомыслие и преступление на много веков засорят его карму. Действительно, если к единому Свету един путь через Владыку, то лишь крайнее невежество дозволит разрушение этого единственного пути. Нужно поставить стремление к Высшему, как сущность жизни, и принять священное отношение к этому спасительному устремлению. Умаляя Иерарха, можно осудить себя и нанести губительный вред многим близким, — пора запомнить!» (Агни Йга, "Иерархия", 57).

«Опять придут отрицатели Иерархии и назовут ее руководительством насилия. Опять скажете им — «Иерархия не имеет ничего общего с насилием. Она закон открывающий. Мы против каждого насилия. Мы не устремляем энергию без согласия сотрудничества. Мы знаем неценность всего поверхностного, извне устремленного. Подобно строителю, Мы призываем сотрудников. Но кому не нужна лодка Наша, тому предоставляем переплыть океан хоть на бамбуковой тростинке. Но люди часто так боятся всякого сотрудничества, что готовы окунуться в грязь, лишь бы не прикоснуться к Высшему. Много вам придется разобщаться с людьми на Иерархии. Они скорее примут Беспредельность, ибо не чуют пред нею свою ответственность. Но неизбежность закона Иерархии тревожит тощий, себялюбивый ум».

«Умейте не настаивать, где видите, что путь загрязнен. Против кармы нельзя идти. Но множество неразумных грешили против Иерархии, оттого пена их раздражения» (Агни Йога, "Иерархия", 410).

 Противники и враги Иерархического Начала всегда придумывали жалкие измышления, чтобы умалить великое значение Иерархии и Учителя. Как на отрицательные стороны Иерархического Начала указывается на то, что при подчинении Иерархии человек теряет свободу воли и свою индивидуальность.

«Но кто боится потерять свою индивидуальность, тот не имеет ее» (Агни Йога, "Иерархия", 167).

«Потерять человек может лишь то, что он имеет. Кто не имеет индивидуальности, тому терять нечего, а кто имеет — тот потерять не может, ибо это противоречило бы законам эволюции. Цель эволюции — развитие сознания, но не порабощение его. Наши Учителя, Иерархи, развиваются и создают наше сознание не для того, чтобы отнимать его».

Спросят: «Как же вы упоминаете Создателя, Которого не знаете?» — Скажите: «Исторически и научно знаем Великих Учителей, которые создавали качество нашего сознания».

«Признавая влияние идеологии Учителей, не стесняете ли вашу свободу?» — Скажите: «Качество свободы замечательно, если она существует, ее ничем ограничить нельзя. Можно заковать тело, но сознание ничто не может умалить, кроме безобразия» (Агни Йога, "Озарение").

 Закон свободной воли — один из великих космических законов — нарушается лишь людьми на земном плане. Руководители человечества, Высшие Существа есть блюстители космических законов, но не нарушители их. Лишь на низших ступенях развития, когда еще не развито человеческое сознание, бессознательные существа понуждаются следовать законам развития жизни силою, но когда развито человеческое сознание, то свобода воли, являясь величайшим достижением эволюции, есть, вместе с тем, главный фактор дальнейшего развития человека.

Сознательный человек может не сделать ни одного шага в своем дальнейшем развитии, если он этого не желает. В своем развитии он получает лишь то, к чему он стремится. Ответ приходит лишь тогда, когда есть запрос. Он не может получить Учителя для своего более скорого развития, если он этого не желает.



Текущее время: 16:22. Часовой пояс GMT +3.


Agni-Yoga Top Sites

Рейтинг@Mail.ru

Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2017, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot