ТЕРОС
Школа Агни Йоги (Живой Этики)
и духовного наследия Рерихов
header
header    
Вернуться   Школа Агни Йоги (Живой Этики) и духовного наследия Рерихов > Заочная школа Агни Йоги > 1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги > 2. Сказки, мифы, предания, притчи - их роль в накоплении и сохранении знаний о мире

» Меню

2. Миф.

  Миф (от греческого «мифос» — предание, сказание) — древнейшая форма изложения человеком его мировосприятия. Для сознания древнего человека характерным является не противопоставление себя природе, а отождествление с ней, осознание собственной вовлеченности в нее. Человек этого периода непосредственно воспринимает и познает природу, плоды же этого восприятия и познания складываются в мифы и предания.

Древний человек в форме мифов, преданий пытался дать ответ на такие глобальные вопросы, как возникновение наиболее важных явлений природы, животных и человека. Значительную часть мифологии составили космогонические мифы, посвященные происхождению и устройству мироздания в целом. Большое внимание в мифах уделено различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, познанию посмертного бытия или небытия, различным испытаниям, которым подвергается человек на жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных и т. д.

Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме — это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Наряду с познавательными аспектами, миф служил для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В мифе, как в наиболее ранней форме человеческой культуры, объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Миф часто совмещал в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего).

 Мифологические представления первобытного человека были основным способом понимания мира и выражали его мысли о мире, сказания о богах, духах, героях, Защитниках человечества. Эти представления были присущи всем народам Земли.

«Об Ангелах Хранителях знали все народы и сохраняли предания тысячелетиями. Все учения знали о Мощных Покровителях человечества, которые водительствовали народами…» (Агни Йога "Иерархия", 234).

 Если исходить из так называемого материалистического, ограниченного понимания истории, то можно сделать такой же ограниченный вывод, что примитивному мышлению древнего человека соответствовала такая же несовершенная мифология. И думать так было бы большой ошибкой. Е. П. Блаватская в своем труде «Разоблаченная Изида» показывает, что при глубоком изучении тайн древнейшей мифологии можно получить ответы на вопросы, которые современная наука, философия и религия объяснить не в состоянии. Она писала:

«Сказания мифических веков окажутся только аллегориями величайших геологических и антропологических истин. И именно в этих смешно выраженных мифах наука должна искать свои “нехватающие звенья”. Иначе откуда такие странные “совпадения” в историях наций и народов, живущих на таких далеких расстояниях друг от друга? Откуда эта идентичность первичных концепций, которые, хотя и называются теперь легендами и мифами, тем не менее содержат в себе крупицу исторических фактов — истины?»

Кроме того, в мифах можно усмотреть и естественно-научное знание, выраженное в аллегорической форме. Е. П. Блаватская писала:

«А теперь мы можем еще раз вернуться к символоведению древних времен и их физико-религиозных мифов. Прежде чем мы закончим этот труд, мы надеемся наглядно показать более или менее успешно, как тесно концепции последних совпадают с достижениями современной науки в физике и натурфилософии. Под эмблематическими узорами и своеобразной фразеологией духовенства древних времен лежат неиспользованные намеки на науки, пока что еще не открытые в нынешнем цикле».

Также в мифах были сокрыты и астрономические знания:

«Основным элементом древних религий неотъемлемо был сабеизм (Поклонение Луне, Солнцу, планетам и звездам); и мы считаем, что их мифы и аллегории — если их правильно и тщательно интерпретировать, могут быть увязаны с наиболее точными астрономическими данными наших дней. Скажем больше: вряд ли найдется научный закон — имеющий отношение к физической астрономии или физической географии — который нельзя было бы легко отыскать в гениальных комбинациях их мифов. Они изображают в виде аллегорий как наиболее важные, так и совсем ничтожные причины движения небесных тел; природа каждого феномена персонифицировалась…»

 Но не только сокрытые научные знания можно найти в народном фольклоре. Истинная народная мудрость имеет и важнейшее гуманистическое значение. Н.К. Рерих в статье «Древние источники» писал:

«Самая краткая пословица полна звучаний местности и века. А в сказке, как в кладе захороненном, сокрыта вера и стремление народа. Пословица может быть скорбною, но она не будет разрушительной, так же точно не бывает мерзких сказок, как и отвратительных песен. И пословица, и сказка к добру…»

3. Притча.

 Христос, как и другие Великие Учителя, в своих беседах для передачи знания широко  использовал притчи, являвшие собой как бы аллегорическую «упаковку», имевшую несколько слоев. Каждый ученик был способен при этом вместить лишь ту долю знания, на которую было способно его сознание. Истина преподносилась не в чистом виде, а прикрывалась символом, аллегорией, неким шифром. А ключ от шифра находится в развитом или малоразвитом сердце слушателя, который способен понять либо только внешние, либо более глубокие уровни смысла, заложенного в притчу.

Когда ученики Христа спросили Его:

«Для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано… Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют».

«…Описанные в притчах часто вполне обыденные жизненные ситуации прозрачно намекают, что совершенствование путника Духа происходит в каждодневности и именно в каждодневности слагаются ступени великого Пути» — пишет в «Притчах человечества» С. Махотина. Люди, из поколения в поколение слушая одни и те же притчи и легенды, неизменно находят в них все ту же неискаженную истину, доступную их восприятию. Символический и аллегорический язык притч призван нести истину и тайну через века, оберегая их от профанации и искажений.

Таким образом, во все времена, а особенно в древние, фольклор служил человечеству универсальным носителем и накопителем знаний, которые будут жить, пока существует хоть один рассказчик и слушатель.

 «И в сказках, и в былинах действительно находятся те жемчужины, которые так неотложно нужно напоминать народному сознанию... Сказка про Василису Прекрасную построена на сказаниях о терафиме, а Серый Волк для изменения образа бьется о землю, и по щучьему мысленному веленью двигаются и действуют предметы…» — пишет Н.К. Рерих. И все эти сказочные действия не что иное, как яркие отблески глубокого знания, вложенного в эти сказки еще в древности.

«…Не следует отрешаться от всего, что может напомнить о забытой истине.

Неслучайно привожу примеры из сказок и народных преданий. Каждый намек на бывшее знание уже есть признак достоинства человека» (Агни Йога "Аум", 413).

 Мировоззрение язычников — средоточие интереснейших взглядов на мир и человека в нем. Наши предки не выделяли себя из окружающей среды и очеловечивали всю природу, приписывая природным явлениям ум, силу, хитрость, коварство, злобу — черты, присущие людям и животным. Облик божеств и духов трансформировался в зависимости от приписываемых им свойств и способностей, они становились многоликими, многорукими, одноглазыми, козлоногими; иногда мифические персонажи составляли семейно-родовые ряды. Вечное существование богам и духам обеспечивали обряды и ритуалы, которые систематически повторялись и были привязаны к определённым природным явлениям или событиям в жизни человека.

По представлениям древних славян на небе жили высшие Боги, на земле — духи природы, под землёй обитали злые демоны. Видимо, такая структура возникла не сразу. Можно предположить, что вначале был культ духов природы, духов покровителей человека, духов предков. Затем, при непосредственном участии представления о духах, сформировались образы богов. Мифологические существа находились в постоянном взаимодействии с человеком, и пантеон этих персонажей постепенно пополнялся. Новые занимали свое место, не вытесняя старых. Человек совершенствовался, становился сильнее, умнее, а духи и боги всё более очеловечивались.

После введения христианства в Киевской Руси язычество постепенно перестаёт существовать как самостоятельная мифологическая система. Часть древних славянских богов переходит в качестве святых в новую религию, другие же сохраняют своё имя лишь в песнях, играх, сказаниях.

4. Легенда.

  «Постепенно придет знание, что легенда есть правдивая история, документы найдутся. Каждое открытие подтверждает, что правда живет и должна быть воспринята…» (Агни Йога "Братство," 204).

 «Шамбала проявляется под самыми разнообразными Обликами, в связи с понятием века. Правильно изучать все циклы легенд Азии. Так можно дойти до древнейших Учений, связанных с Сибирью, как самою неизвестною и исконною частью Материка» (Агни Йога "Мир Огненный" ч. I, 97).

 «Из всех созидательных энергий самой высокой остается мысль. Что же будет кристаллом этой энергии? Кто-то думает, что точное знание будет венцом мысли, но вернее сказать, что увенчает мысль легенда. В легенде сложится смысл созидательной энергии, и в сжатой форме выразятся чаяния и достижения. Неверно думать, что легенда принадлежит призрачной древности. Непредубежденный ум отличит легенду, творимую во все дни Вселенной. Каждое народное достижение, каждый вождь, каждое открытие, каждое бедствие, каждый подвиг облекаются в крылатую легенду. Потому не будем презирать легенды истины, но посмотрим зорко и позаботимся о словах действительности. В легенде выражается воля народа, и мы не можем назвать ни одной лживой легенды. Духовное устремление мощного коллектива запечатлевает образ истинного значения, и оболочка символа означает мировой знак, как мировой язык неминуем в эволюции» (Агни Йога "Знаки Агни Йоги," 19).

 Легенды и предания духовного характера, принадлежат ли они седой старине или обнародованы сравнительно недавно, — можно условно разделить следующим образом: одни представляют собой памятник прошедшим событиям и относятся исключительно к сфере прошлого, другие же нацелены вперед, к зыбкому пространству будущего, и потому действуют на его созидание.

Наиболее характерным примером таких преданий и легенд можно считать зафиксированные в письменном слове предсказания и пророчества, по своей сути устремленные к тому, чего еще нет или же, что существует в виде незримого, предначертанного Судьбой Плана реальных событий. Пророчества — или шире — пророческие легенды существовали в культурах различных народов, в фольклорной традиции, в канонических текстах национальных и мировых религий. Такие «воспоминания о будущем» не только предсказывали, предугадывали конкретные исторические обстоятельства, но и двигали эволюцию мира, слагали духовную атмосферу грядущего, насыщая ее высокими идеями и образами.

Именно к подобного рода пророческим легендам относится книга «Криптограммы Востока», хотя описанные в ней легендарные и реальные события связаны с далеким прошлым. Давайте на примере этой книги рассмотрим с разных сторон отражение в ней легендарных и реальных исторических событий.



Текущее время: 10:07. Часовой пояс GMT +3.


Agni-Yoga Top Sites

Рейтинг@Mail.ru

Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2017, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot