ТЕРОС
Школа Агни Йоги (Живой Этики)
и духовного наследия Рерихов
header
header    
Вернуться   Школа Агни Йоги (Живой Этики) и духовного наследия Рерихов > Заочная школа Агни Йоги > 1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги > 4. Что такое Агни Йога? Введение в Агни Йогу

» Меню

6. Белое Братство, Шамбала.

Учителя Света и основы духовного ученичества.

 Тема Белого Братства, Шамбалы и духовного ученичества — одна из самых главных тем, содержащихся в Учении и в письмах Е. И. Рерих. В одном из таких писем говорится о том, что «Твердыня Великого Знания» существует с незапамятных времен и стоит на бессменном дозоре эволюции человечества, наблюдая и направляя в спасительное русло течение мировых событий... История всех времен, всех народов хранит свидетельства этой помощи... обычно приходящей в поворотные пункты истории стран» (25.03.35.).

Приходится сожалеть, что довольно обширная на Западе и Востоке литература на эту тему почти неизвестна в нашей стране. Правда, среди достоверных легенд и строго установленных фактов немало вымыслов. Елена Ивановна приводит в письмах некоторые общеизвестные факты истории:

«...Западная христианская церковь в двенадцатом и тринадцатом веках знала о существовании таинственного Духовного Убежища в Сердце Азии, во главе которого стоял тогда Пресвитер Иоанн, как именовал себя этот великий Дух. Этот Пресвитер Иоанн от времени до времени посылал Папам и прочим главам церкви свои обличительные грамоты» (25.03.35.).

История человечества — трудный процесс, сплошь да рядом замешанный на крови. Елена Ивановна подчеркивала, что, вправляя грозные события в спасительное русло и нередко действуя по принципу выбора наименьшего зла, Великие Учителя никогда не упускали случая предупредить массы людей через их земных руководителей о надвигающихся испытаниях, советовали, как выйти из этих испытаний с наименьшими потерями:

«По истории красной нитью проходят эти предупреждения. За малыми исключениями, все подобные предупреждения оставались без внимания. Так, можно вспомнить, как шведский король Карл XII получил сильное предупреждение не начинать рокового похода против России, положившего конец развитию его государства. Со времени опубликования дневника графини д'Адемар, придворной дамы, состоящей при злосчастной Марии Антуанетте, стал широко известен факт неоднократного предупреждения королевы путем писем и личного свидания, через посредство той же графини, о грозящей опасности стране... И неизменно все эти предупреждения шли из одного источника, от графа Сен-Жермена, члена Гималайской Общины. Но все спасительные предупреждения и советы его принимались за оскорбление и обман. Он подвергался преследованиям, и ему не раз грозила Бастилия. Трагические последствия этих отрицаний всем хорошо известны.

Можно вспомнить и Наполеона, так любившего в первые годы своей славы говорить о своей ведущей Звезде, но который, тем не менее отуманенный успехами и обуянный гордостью, не принял всего Совета и пошел против главного условия — он не должен был нападать на Россию — разгром его армий и печальный конец его также известны.

Также мы знаем, что при президенте Вашингтоне состоял таинственный профессор, советами которого он пользовался, отсюда его успех. При объявлении свободы Америки, при отделении ее от Англии, засвидетельствован факт, как во время этого исторического Собрания появился высокий Незнакомец, который произнес зажигательную речь, закончив возгласом: «Америка да будет свободна!» Энтузиазм собрания был поднят, и свобода Америки подписана. Когда же присутствующие пожелали приветствовать помогшего принять великие решения, то Незнакомца нельзя было найти, он исчез» (25.03.35.).

Кстати говоря, в современной американской литературе появились работы, конкретно исследующие роль Белого Братства в провозглашении Америкой независимости.

Но если Шамбала — реальный факт, то естественно ожидать попыток проникнуть туда. И такие попытки делались. Обличительные послания «Пресвитера Иоанна» заинтересовали в свое время Ватикан. Но снаряженная папской курией экспедиция в Индию вернулась ни с чем. Поиски обителей Белого Братства продолжаются и сегодня группами путешественников или отдельными лицами. Но не позванный не попадет. По словам Е. И. Рерих, ашрамы Шамбалы не только надежно укрыты, но и надежно ограждены естественными препятствиями от всяких незваных гостей. Проводники из местных жителей дальше известных границ не поведут никакую экспедицию ни за какие деньги. Если же «экскурсанты» отправятся самостоятельно, их может встретить, как это было неоднократно, предупреждающая снежная лавина или камнепад... Почему? По той же причине, по которой охраняется любое важное земное дело от праздного любопытства.

Но путь в Белую Обитель не закрыт никому, и это прежде всего путь Живой Этики, воспитания в человеке мужества, преданности Благу, самоотверженности, доброжелательства ко всему сущему. Иначе говоря, дорога в Шамбалу пролегает через сердце каждого человека.

Стремясь показать двусторонний характер контактов Шамбалы с человечеством, связанный не только с помощью Учителей с Гималайских вершин, но и с устремлениями людей к этим вершинам, Елена Ивановна приводит исторические примеры людей, посещавших духовную Обитель и их последующую судьбу:

«Так в свое время Парацельс3 провел некоторое время в одном из ашрамов Трансгималайской Твердыни, обучаясь великому знанию, которое он изложил во многих томах, часто в затуманенных формулах, ибо велико было гонение на этих светочей знания... Вспомним и нашу много оклеветанную Е. П. Блаватскую, пробывшую три года в одном из ашрамов Тибета и принесшую великое знание и светлую весть о Махатмах» (25.03.35.).

Многим людям трудно было принять идею существования Учителей в силу необычности самого явления. В этом случае робеющему мышлению предлагалось углубить свое размышление о месте необычного в жизни планеты. Живая Этика говорит по этому поводу:

«Прежде всего ясно ли принимаете существование Учителей? Когда вы читаете о нахождении яиц динозавра, вы легко примете сообщение. Так же легко примете сообщение о новом виде обезьяны, о неизвестном металле, о новом племени потомков, потерпевших кораблекрушение. Целый ряд сообщений, выходящих из вашего обихода, вы примите легко. Почему же трудно принять, что группа, получившая знание путем упорного труда, может объединиться во имя Общего Блага? — Опытное знание помогло найти удобное место, где токи позволяют легче сообщаться в разных направлениях. Вы конечно, слышали рассказы путешественников о нахождении в пещерах неизвестных йогов. Если вы продолжите этот факт в направлении обширного действенного знания, вы легко дойдете до ощущения группы Учителей Знания» (Агни Йога, "Озарение", V , 18).

Однако прежде всего человек должен искать сначала не географическое местопребывание Учителя, но его «зов» в собственном сердце, ибо искра духа живет в каждом, и раздутая в пламени сердца, она непременно приведет к встрече с Учителем. Методика воспитания сердца и подготовительные шаги к принятию ученичества занимают особое место в письмах Е. И. Рерих.

«Все Великие Учителя заботятся и имеют дело лишь с внутренним человеком, сфера которого лежит в мире побуждений и мысли». Главный метод духовной работы, способный приблизить несовершенную душу земного человека к просветленному сознанию Учителя, есть «концентрация на избранном Высшем Идеале в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него». Положительный результат будет достигнут только в том случае, если «такая концентрация продолжается безостановочно» , и если, «что бы ни делал такой ученик, мысль его неотступно держится около Идеала». Полезны испытательные сроки, которые, согласно восточной традиции, имеют продолжительность три года или семь лет, при этом испытание назначает не кто-то, а ученик сам себе, наблюдая за изменениями собственного духовного роста. Письма Елены Ивановны полны предупреждений о вреде половинчатых устремлений:

«Учитель ждет лишь того, кто идет твердо, неуклонно в своем всепоглощающем устремлении к единой цели, чтобы протянуть ему руку, когда он пройдет последнее препятствие, отделяющее его от Учителя. Много толпящихся и идущих по пути, но конечно Учителя не ждут их, ибо вершина высока и узка, и многие устрашатся крутого подъема и уклонятся, не дойдя и половины пути. Лишь перейдя известную черту, ученик может надеяться обратить на себя внимание Учителя» (21.07.34.).

«Известная черта» состоит , по мысли Елены Ивановны, именно во внутреннем преображении себя. Никакие внешние меры, притворство, ухищрения, высокие слова, также как и благочестивая религиозность, не затрагивающая основ души, не помогут приблизиться к огненному рубежу:

«Часто внешний человек много лучше внутреннего, но Великие Учителя принимают во внимание именно внутреннего человека. Кроме того, в задание нашего общества не входит создание ангелов, пусть этим занимается церковь. Кстати, тысячелетия ее существования и мирового распространения и владычества наглядно показали, насколько она в этом преуспела. Следствия налицо. Наша задача гораздо скромнее. Мы просто желаем помочь приходящим к нам хотя бы несколько расширить сознание и получить ответ на многие проблемы жизни, на которые не смогла ответить церковь... Итак, пусть не ищут ангелов среди наших членов, мы заняты людьми» (02.09.37.).

Основы духовного ученичества, предназначенные для всех устремленных и заинтересованных людей, состоят, таким образом, в воспитании чувства преданности Свету и избранному Учителю, а также в умении подходить к каждой жизненной ситуации как к учебной. Это убыстряет процесс извлечения драгоценных крупиц опыта, составляющих чашу накоплений духа, и укрепляет связь с Учителем. В конечном счете, благодаря такой внутренней работе, улучшается духовная атмосфера планеты.

__________

3 - Парацельс Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1493-1541, нем. врач и естествоиспытатель. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины, пытаясь подойти к объяснению болезней с точки зрения биохимических процессов. Агни Йога высоко оценивает заслуги Парацельса.

   

7. Принципы этики. Очищение пространства.

 Этические принципы Агни Йоги, вытекающие из ее онтологии4, пронизывают все сферы Бытия. Главный постулат большинства этических систем мира, — «не делай другим того, чего не хочешь, чтобы другие делали тебе», охватывает в Учении не только область поступков, но и распространяется на мышление. Повторен и научно обоснован древний завет Зороастра: «Добрая мысль, доброе слово, доброе дело».

Этот же смысл вложен в Евангельские слова Христа:

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Матфей, 7, 12).

Считая мысли первопричиной поступков, Агни Йога указывает на недопустимость разрыва между мыслью и действием, внешним и внутренним. Рассматривая ноосферу как всеобщее достояние людей, она, в соответствии с основами восточной эзотерики, утверждает ответственность человека за мышление как верховный нравственный закон.

Низкие, эгоистические мысли вредны прежде всего тем, кто их породил. Ведь будучи однажды порожденной, «темная мысль» имеет тенденцию к многократному повторению, подобно шальной пуле она летит в пространстве со всеми опасностями рикошета. Но в отличие от пули не теряет в полете, а приобретает от повторений свою «убойную» силу и способна к многократным «рикошетам».

«Мысль есть магнит, — утверждала Елена Ивановна, — каждая мысль мрака порождает наслоения тяжких флюидов, которые притягиваются и собираются тождественным сознанием. Помните, что мысль действует как бумеранг, ибо мысль, посланная сознательно человеку, в котором нет тождественной с нею вибрации, возвращается к пославшему, по пути усиливаясь тождественными вибрациями, всегда в изобилии носящимися в пространстве и ищущими соединения. Легко можно представить себе, какое разрушающее действие может получиться для пославшего, если мысль его была полна злобы» (17.08.30.).

Не меньший, если не больший вред отравленные низкими чувствами «мыслеформы» наносят всей ноосфере человечества, которую Агни Йога рассматривает как живую тонкоматериальную субстанцию. Все эти мысли и образы запечатлеваются на невидимых скрижалях пространства, складывая в своей совокупности тяжкую духовную атмосферу человечества и препятствуя обновлению жизни.

Согласно Живой Этике, духовное пространство имеет множество слоев, которые подразделяются в зависимости от уровня сознания людей его творящих. Низшие слои — царство тьмы, источник ночных кошмаров, полный беззвучных стонов, кровоточащих язв и теней предательства. Другие, высшие слои пространства или, выражаясь современным языком, ноосферы — вместилище лучших человеческих мечтаний, сияющих мыслей прозрения, образов красоты, возвышенных замыслов. Все эти мысли связаны между собой, не случайно открытия в науке делались несколькими ничего не знающими друг о друге учеными почти одновременно, словно подтверждая скрывающийся за «объективной необходимостью» открытия закон незримой циркуляции идей в пространстве. Ничто не исчезает бесследно — ни подвиг, ни предательство, ни высокое, ни низкое. Отсюда неустанные призывы Учения — очищать пространство, посылая в него чистые и светлые мысли и подымая этим сознание человечества к нравственным высотам. Каждый взлет героизма, творение искусства, достижения культуры, каждая оригинальная мысль, яркий образ, научное открытие, философский символ, молчаливое молитвенное устремление духа к небу, прорыв сознания в понимании жизненных законов подобно незримым лампадам освещают пространство и облегчают всем мыслящим людям нахождение выхода из запутанного лабиринта судьбы.

Другой основополагающий принцип, на который Елена Ивановна обращала особое внимание, заключается в бескорыстии действий и поступков. Самопожертвование и совершение добра только тогда заслуживают этого названия, когда совершаются без малейшего расчета и выгоды. Сама мысль о вознаграждении привносит в добрые дела и в сознание совершающего их не сразу уловимый, но реальный дух саморазрушения и темноты. По мере роста дел растет честолюбие, и если его надежды на желанную цель и вознаграждение не сбываются, оно может обернуться своей противоположностью и даже превратиться во зло. Мечтающий о награде уже наградил себя и лишил подлинной и духовной радости помощи людям или свободного творчества.

Этическая философия Учения сцементирована прочной верой в конечную победу добра над злом. Подобная мысль требует расшифровки. Понимая зло как отражение несовершенства самого человека и видя невозможность его искоренения в течение длительного времени, Агни Йога призывает людей, исповедующих идеалы добра, к единственно правильному отношению в его диалектической противоположности: воспринимать зло как необходимый трамплин на эволюционном пути восхождения к свету.

На следующих эволюционных ступенях зло как сила противоположная добру утратит характер сознательного противостояния и станет инерцией, сопротивлением материи. На новый качественный уровень перейдет и добро, став творческим светом, который словно Солнце одинаково светит для всех более совершенных и менее совершенных. Подобное отношение и знание эволюционно-этических законов помогают человеку обрести качество вмещения и терпимости по отношению ко всем людям, в чьем внутреннем мире зло переплетено с добром. Поэтому высшим мерилом, которое смогло бы определить границы между добром и злом в каждом конкретном случае, является не какой-либо абстрактный принцип или формула добра, но человеческое сердце (при его открытости или пробужденности). Совершенствование добра связано с раскрытием потенциала сердца, которое, сохраняя субъективную окраску каждого добра, побуждения, оценки или действия, развивает в человеке способность к объективному качеству добра или справедливости. У продвинутых в духовном плане мудрецов или подвижников доброта и справедливость приобретают качества безупречности или «сияющей целесообразности».

__________

4 -  Онтология - (от греч. on - сущее и ...логия), наука о сущем, учение о бытии, в отличие от гносеологии - учения о познании.

 

Материал составлен на основе книги С. Ключникова «Введение в Агни Йогу».



Текущее время: 08:28. Часовой пояс GMT +3.


Agni-Yoga Top Sites

Рейтинг@Mail.ru

Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2017, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot