ТЕРОС
Школа Агни Йоги (Живой Этики)
и духовного наследия Рерихов
header
header    
Вернуться   Школа Агни Йоги (Живой Этики) и духовного наследия Рерихов > Заочная школа Агни Йоги > 1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги > 6. Космические Законы

» Меню

6. Закон Кармы - Закон причин и следствий


Это основополагающий закон развития человека, коллектива, общества. Подробное изложение Закона Кармы и Свободной Воли в своих работах дала Е.П.Блаватская, имя которой, ее жизнь и произведения продолжают волновать умы и сердца людей, ищущих новые пути познания, пытающихся понять, какие процессы управляют миром, его будущим. Мы часто не сознаем, как нужны нам эти знания, дающие понимание, что мы ответственны не только за свою судьбу, судьбу родных, но и за судьбу страны, в которой мы живем, за судьбу планеты - нашего общего космического дома.

Будущее, Судьба - эти понятия всегда волновали каждого, кто о них задумывался. К большому сожалению в руки ищущих не всегда попадают достойные книги, несущие истинные знания. Много книг дают искаженные представления о сложных вопросах эзотерического характера, с легкостью и очень поверхностно диагностируют различные жизненные ситуации и дают советы, как очистить свою судьбу или карму. Некоторые прибегают к услугам колдунов и магов, слушают пророчества различных предсказателей.

Елена Петровна в «Тайной Доктрине» предупреждала о таких занятиях и чтении таких книг:

«Но даже углубление в эти книги может оказаться опасным для изучаемого без руководства, если к ним подходить без правильного ключа и если притом изучающий не годится... вследствие своей ментальной неспособности, и таким образом не в состоянии отличить правый путь от левого, то пусть он послушается нашего совета и оставит это изучение; он только навлечет на себя и на свою семью неожиданное горе и печали, ничуть не подозревая, откуда они появились...» (Тайная Доктрина, «Опасности практической магии»).

Друзья, если мы хотим найти путь к истине, то искать его нужно не в готовых рецептах и способах избежать трудностей, а в глубоком познании Законов, по которым развивается эволюция на Земле и в Космосе. Для того, чтобы не заблудиться, надо брать знания из Высокого Источника. Такие чистые знания были принесены на Землю Еленой Петровной Блаватской в XIX веке и Рерихами в XX веке.

Блаватская дает нам ключ познания и изменения своей судьбы. Человек может безропотно воспринимать жизнь, не зная ее законов, не ведая своих жизненных задач, возложенных на него Богом (Космическими Законами); тогда он будет напоминать путника, сидящего на обочине дороги и ждущего, когда судьба доставит ему счастье. Если же мы станем грамотным и активно действующими в борьбе за выполнение задач, возложенных на нас Творцом, то судьба станет к нам благосклонной, и мы обретем свое счастье, здоровье, удачу. Но это возможно только на основе следования Законам Кармы и Свободной Воли. Пусть знания помогут нам стать на ступеньку ближе к познанию себя, познанию мира, приблизят час освобождения нашего Духа.

Закон Кармы, закон причин и следствий, закон воздаяния, возмездия - это все одно и то же. Это же имеется в виду, когда говорится о судьбе или роке. Все эти термины близки по сути, но в то же время имеют некоторую свою окраску. Судьба или рок предполагают что-то неизбежное, фатальное. Эти слова связываются со слепым случаем, каким-то невезением. В понятии же закона присутствует порядок, система, которые могут быть изучены и может быть понят механизм их действия. Действием этого Закона Кармы в Космосе осуществляется высшая справедливость, которая любую причину приводит к соответствующему следствию, а всякий поступок - к такому же результату.

Карма - модное ныне слово. Но что такое Карма? В переводе с санскрита, Карма означает «поступок», «деяние», а также - «плод деяния». Поэтому этим коротким словом назван один из важнейших Космических Законов эволюционного развития человека - Закон причин и следствий.

«Всё Бытие есть лишь нескончаемая цепь причин и следствий, причем последние в свою очередь становятся причинами последующих следствий и так до бесконечности». (П.Е.И.Р.11.06.35.)

Понятие кармы, под разными названиями существует у многих народов. «Многоразличны наименования этого закона у всех народов. Каждый по-своему называл: карма, мойра, фатум, кисмет - так люди понимали рок. Одни чуяли его радостно, другие мрачно, но никто не отрицал существование закона, который проявлялся во всем Космосе. Разумность такого двигателя указывает на стройность Мироздания. ...Закон Вселенской Справедливости прекрасен. Не будем останавливаться на указаниях о мщении, ибо закон не знает такого насилия. Наоборот, целесообразность истекает из кармы и сияет на весах равновесия. ...Снимем повязку с глаз Фемиды, справедливость должна быть зрячей и дальнозоркой». (Надземное, 522)

Действительно, если бы люди сняли с богини Справедливости повязку собственного невежества, многое бы в мире изменилось. Ведь один из важнейших Космических Законов, на котором держится Мироздание, - Закон Кармы - основан на Космической Справедливости. Поэтому у Закона Кармы есть еще несколько названий: Закон Воздаяния, Закон Возмездия, Закон Равновесия, Закон Целесообразности, Закон Справедливости. Ибо «Космическая Справедливость никого не карает, но воздает лишь по заслугам». «Ярая злоба и ненависть должны получить возмездие. ...Закон равновесия Сил Космических точен и неумолим». (П.Е.И.Р. 02.01.34.; 21.12.50.)

В Герметических принципах об этом сказано так: «Всё совершается в соответствии с Законом. Случай есть не что иное, как имя закона, который не распознан. Существует много планов причинности, но ничто не ускользает от Закона».
Да, планов причинности много, как и Миров Бытия. Поэтому Закон Причин и Следствий всеобъемлющ. Карма действует на всех планах Бытия и делится на физическую, психическую, ментальную. Все типы Кармы сочетаются и воздействуют на одного человека.
У.Джадж в своей книге «Океан Теософии» говорит: «Поскольку кармические причины разделены на три класса, то они должны действовать в различных областях интеллектуальной природы человека, в его психике и душе, в его теле и в обстоятельствах жизни. Только его духовная природа не подвержена действию кармы».
Это очень важное для понимания Закона Кармы замечание. Духовная природа человека - его бессмертное Эго, Индивидуальность. Она действию кармы не подвержена. Индивидуальность только собирает опыт, отдает кармические долги личность.
Но так как большинство людей ассоциируют себя именно с личностью, т.е. с телом своим, ныне живущим, то и справедливости Закона Кармы не понимают. Не может сознание, ограниченное жизнью плоти, усмотреть причины своих бед, потому и сетует на следствия, которые за ними неминуемо следуют. И следствия, часто совсем не благие, с точки зрения личности. Но именно «Закон Кармы - это благотворный, неумолимо справедливый закон, милосердный во всех своих аспектах, потому что истинное милосердие - это не любезность, но абсолютная справедливость».

Итак, Карма - это не существо, а Закон, Закон всеобщей гармонии, который безошибочно восстанавливает нарушенное равновесие. Применительно к моральной стороне жизни человека, это закон этических норм, справедливости, наказания и награды.

Чаще всего мы говорим о Карме, когда она обрушивается на нас бедами и несчастьями, то есть о плохой - наказующей карме, но ведь она может быть и хорошей - благословляющей. И действие обеих сторон Кармы могут одновременно сочетаться в жизни одного человека.

У.Джадж пишет: «Один тип кармы может действовать в трех указанных уровнях нашей натуры одновременно и с одинаковой силой. Или может быть смесь типов кармы, когда одна действует на одном плане, а другая - на другом. Взять, к примеру, калеку с тонким умом и с недостатками в психике. Мы видим «наказывающую», неприятную карму, действующую на его тело, в то время как его ментальная и интеллектуальная натура испытывают влияние «хорошей» кармы. ...В другом случае может быть иная комбинация карм. У человека могут быть отличное тело и хорошие обстоятельства, но угрюмый характер, склонность к спорам, раздражимость, мстительность, болезненная впечатлительность и неумение угодить ни себе, ни другим. Здесь хорошая физическая карма оперирует совместно с плохой ментальной, интеллектуальной и психической».

Так хорошая и плохая Карма, в соответствии с Законом Ритма, волнами проходит по нашей жизни, словно расчерчивая ее на светлые и темные полосы удач и неудач, взлетов и падений. Но... есть одно замечательное обстоятельство. И заключается оно в том, что, зная Закон Причин и Следствий, человек может стать сознательным строителем своей судьбы, запуская в ход добрые причины, которые дадут и следствия добрые.

Знаем уже: «Мысль есть первопричина и венец всего творения. Мысли правят миром, следовательно, правят и кармою». Потому что «Карма слагается прежде всего из побуждений, устремлений и мыслей человека, действия - лишь второстепенные факторы». (Е.И. Рерих Письма 24.09.35; 23.11.37) Добрые мысли, добрые побуждения к действию станут благотворными семенами будущих следствий, да и тяжкую карму сегодняшнего дня тоже будут облегчать. Ибо чем больше вес «чаши добра», тем меньше крен к «чаше зла». Значит, и обратный удар Кармы будет слабее. Но «Нарушая этот Закон, человек притягивает к себе многие бедствия - болезни и страдания. ...Причины, запущенные им в прошлых жизнях, продолжают действовать и в новом земном воплощении. И если человек в прошлом нарушал Космические Законы, он ответит за это страданиями в теле земном. В мире нет случайностей. Все болезни и горести человек вызвал на себя сам». (Герметические принципы)

Поэтому не стоит упрекать Бога за жестокость и несправедливость Его по отношению к себе любимым. Все, что нам кажется злом, это только кармические следствия того, что мы сами когда-то сотворили и теперь пожинаем плоды своих же собственных деяний. И только искупив свою Карму, мы сможем стать свободными от нее. Только отстрадав то прежнее зло, которое человек совершил, он сможет освободиться от страданий нынешних. Кто-то скажет: это несправедливо, я ведь не помню ничего, что было в прежней жизни. Это верно, но не совсем. Личность, которая обладает физическим умом и физической памятью, конечно, не помнит. Но ведь истинный человек - не личность. Мы уже знаем, что внутри человека смертного (смертной четверицы, 4 нижних принципа) живет бессмертная Триада, наше Высшее "Я". В Индийских Священных Писаниях это Высшее Духовное Начало в человеке (Индивидуальность) называют Безмолвно Смотрящий. В Гранях Агни Йоги Его еще называют Безмолвный Свидетель, Рекордер. Он безмолвно наблюдает за страданиями личности и учится на ее ошибках. И этот бессмертный человек в нас - наша Индивидуальность - отлично помнит и все наши жизни, и все грехи, которые мы натворили в тех прошлых жизнях. Память Индивидуальности хранит всё. Так собирается опыт Жизни.

Если это хорошо понять, то тогда станут более понятными цели жизни, например, идиотов, ведущих полурастительное существование. Возможно, в «сегодняшнем идиоте» заключен Дух какого-то великого интеллектуала-материалиста, который в предыдущей жизни своей полностью отрицал духовные знания и их ценность. Каково теперь этому развитому интеллекту находиться в таком полурастительном состоянии?! Горький опыт, но нужный. Страшный, тяжкий урок, но такой поучительный. И учит этому Карма. Карма - великолепный Учитель.

Е.П.Блаватская писала: «карма - это та сила, которая загадочно, но справедливо ведет нас без ошибок тропой незримой от вины к расплате». Поэтому «Мы считаем карму законом исправления, который всегда стремится к восстановлению нарушенного равновесия в физическом мире и утраченной гармонии в мире нравственном. ...Карма - это тот невидимый и неизвестный закон, который мудро, разумно и справедливо сочетает всякое следствие с его причиной, прослеживая ее к тому, кто ее породил. И хотя сам этот закон непознаваем, мы можем постигать его действие. ...Карма - это безошибочный закон, подбирающий следствие любой причине на физическом, ментальном и духовном планах бытия».

Конечно, Закон Кармы очень сложен в своём высшем проявлении - подборе следствий для заложенных прежде причин. Эта часть Закона для сознания человека земного непознаваема. Но суть его исполнения на земле вполне понятна каждому: не делай другому того, чего не желаешь себе. Именно об этом говорили все Великие Учителя человечества. И мудрость народа тоже хранит его в своих пословицах: что посеешь, то и пожнешь; как аукнется, так и откликнется. По незыблемому Закону Кармы, «Все последствия дел и мыслей человека должны, вновь вернувшись к нему, воздействовать на него с той же силой, с какой он привел их в движение». (Е.П.Б. «Ключ к теософии») Если же эти меры не действуют, то, по Законам Всеединства и Кармы, «Нарушившие равновесие и продолжающие нарушать его, должны быть извергнуты из Строительства Космического, иначе произойдет разрушение всей планеты, что повлечет за собой неисчислимые пертурбации на всей нашей Солнечной системе и всей Вселенной ... Карма распространяется на все действия, на все миры, ...ибо всё есть карма и всё держится кармой». (П.Е.И.Р. 21.12.50)

Особенно действия её заметны в важнейшие периоды эволюционных смещений. Так «Конец Кали Юги будет отмечен небывалым нагнетением кармических условий как в общепланетном масштабе, так и в личной жизни каждого человека. Предстоит последняя уплата по счетам за прошлую задолженность. Не может войти в будущее человек, обремененный долгами. Сатиа Юга не имеет утешения для должников. Остаться за порогом Нового Мира - это самое страшное, что может ожидать человека. Там останутся сознательные служители тьмы. Но каждый войдет, в ком есть хоть искорка Света. Время конечных счетов определит судьбу каждого человека. Грозное время идет решения судеб человеческих». (1971:2) Поэтому «Служители тьмы осуждают себя на то, чтобы стать космическим сором. Участь последних ужасна. Так и смотрите на них, как на не имеющих себе части в будущем. Не для них Новая Земля и Новое небо. Еще сопротивляются яро и безнадежно. Еще надеются на победу. Но надеются напрасно. Можно ли безнаказанно идти против Иерархии Света, когда наступают последние сроки. Осуждена тьма, и близок ее скорый конец». (1971:648)

Когда человек это понимает, он «берет свою эволюцию в свои руки и Карма становится его помощницей и выполнительницей его воли. Когда воля восходящего духа сливается с Космической Волей, Энергии Кармы сочетаются в полной гармонии с волей Ведущей и волею человека. И тогда с полным сознанием он говорит: «Да будет воля Твоя, Владыка!» (1961:313)

Так «Карма может быть изменена безудержным устремлением к сотрудничеству с Иерархией Света. Такое пламенное устремление сжигает серое накопление прошлого и освобождает от него дух. Устремление к Свету есть мощная сила, преображающая сущность человека». (1970:460)

Итак, надо очень хорошо понять и навсегда запомнить, что Карму свою человек творит сам, творит постоянно. Творит мыслями и чувствами, словами и делами. Но мысль-побуждение - решающий фактор в создании нашей кармы. И не только в глобальных вопросах, но больше всего - в мелочах. Потому что «Именно на мелочах жизни, в обычности, утверждаются достижения духа, утверждаются на том, что подумал, как ответил, что сказал, какие допустил мысли и чувства». (1971:750) Именно эти «что» и «как» становятся зернами Кармы - теми причинами, следствия которых непременно возвратятся к человеку или добром, или несчастьем. И в жизни этой, и в жизнях следующих. Потому что только от самого человека зависит, какой будет его будущая жизнь. Если он научится управлять своим настроением, своим характером, если будет поступать разумно и справедливо, то не будет творить негативных причин, а значит, не будет получать и негативных следствий. А для этого надо овладеть своей мыслью. Ибо «Овладеть мыслью, значит - карму свою взять в свои руки». Потому что «Кармически мысли имеют большее значение, чем поступок, ибо в поступке и исчерпывается ее энергия, в то время как мысль продуманная, но неосуществленная будет породительницей кармических следствий. Овладение мыслью означает овладение Кармой, ибо Карма творится мыслью. Человек - владыка своей кармы, если обуздана мысль». (1966:266; 1963:352)

Значит, сам человек может строить свою будущую судьбу, свою Карму. «Формула строительства своего будущего остается все той же и будет все той же в веках. Она всем знакома, и она строит жизнь, хотя сознательно и не применяется человеком. «Что посеешь, то и пожнешь» - формула эта. Человек способен всегда в духе мощью творческой мысли творить цепь причин для создания следствий, сеять свободен он в духе все то, чего он желает достигнуть. Весь процесс происходит внутри. Семена Кармы закладываются в сознании, в памяти, в ауре, в микрокосме носителя Кармы, закладываются столь прочно и крепко, что дальнейшие чувства и мысли и поступки его идут в полном созвучии с ними». (1961:232)

Будем всегда помнить, что «Ясносияющая мысль создает светлую карму, но злая и темная - злую творит. Опасайтесь даже мелких мысленных соринок». Потому что, по Закону Кармы, «маломалейшее зерно мысли когда-то и где-то даст свои всходы». И «особенно опасны неосуществленные мысли, вызванные нечистым мышлением, - они надолго врастают в карму и изживать их особенно трудно». (1969:251; 1963:87; 1970:485)

Тема Кармы глубоко дана в работах Е.П.Блаватской, в письмах Е.И.Рерих, в Учении Живой Этики. Особенно подробно и многогранно изложены различные аспекты Закона Кармы в «Гранях Агни Йоги». Обратимся к этим Источникам.

Как сказано выше, Карма бывает разных видов. О физической, психической и ментальной мы уже говорили. Еще Карма делится на индивидуальную, семейную, родовую, национальную, расовую, космическую. Все они тесно переплетены друг с другом и влияют одна на другую, но индивидуальная карма человека является основной.
«Именно индивидуальная карма, будучи основной, решающей, влияет как на порождение, так и на погашение всех видов кармы. Вредя себе, человек тем самым вредит и другим. В Космосе все связано, все переплетается между собой, и ничто нельзя расчленить, потому и карму индивидуальную нельзя расчленить от всех прочих видов кармы, групповой, расовой и т.д.» (П.Е.И.Р. 05.05.34)

«...Карма слагается самим человечеством, и потому, когда она действует в качестве Немезиды или возмездия, она принимает такие тяжкие формы, как, например, Инквизиция. Именно, среди человечества ангелов искать не приходится, истинно, мы живем в царстве, населенном в большинстве двуногими хвостатыми. Недаром и Князь мира сего украшен всеми животными атрибутами. В своих злобных действиях и помыслах мы прежде всего погрешаем против людей, и они же воздают нам соответственно, являясь, таким образом, орудием кармы. Именно люди так утонченно жестоки в своем возмездии!» (П.Е.И.Р. 26.04.39)

«От уплаты нельзя освободить никого. Целые народы погашают свою карму. Но кто-то отягощает ее новыми преступлениями. Это те, кому не суждено войти в будущее. Будущее должно быть свободным от прошлого, если прошлое это есть порождение тьмы. А кто-то радуется тому, что предоставляется усугубленная возможность сбросить цепи кармы путем ускоренной расплаты. Так все, и знающие, и незнающие, стремятся двигаться к порогу окончательного разделения человечества по полюсам Света и тьмы». (1972:48)

Индивидуальная Карма бывает плотной и тонкой.

Плотная карма - это та, что настигает человека в мире физическом при его жизни на Земле. Тонкая карма - это карма надземная, определяющая путь человека в Мире Тонком, т.е. после смерти. «Карма, не изжитая на Земле, изживается в Тонком Мире. Потому лучше освободиться от нее в условиях плотного мира и вступать в Надземное пребывание без груза. С этой точки зрения слова «чем хуже, тем лучше» становятся понятными, ибо трудная и полная тягчайших испытаний жизнь означает уплату по старым счетам. Неосуждение и прощение людей, которые причиняли вам зло и страдания, есть не что иное, как освобождение себя от кармической с ними связи и свобода от них и в Тонком Мире. Лучше встретить там друзей, чем врагов или безжалостных кредиторов». (1971:94)
И долги свои каждый выплачивает в определенные той же кармой сроки. Поэтому карму разделяют на: зрелую - или действующую, скрытую - или накопленную и зарождающуюся.
На первые два вида кармы человек влиять не может, ибо она уже сформирована, а вот зарождающаяся карма полностью в руках человека и зависит только от него.
«Мы все господа нашего завтра, как бы мы не были стеснены сегодня результатами нашего вчерашнего дня», - говорят восточные источники. Если сегодня мы примем верное решение, то завтра мы будем господами нашей кармы, но если сегодняшнее решение будет неверно, то завтра нам уготована роль раба, а не господина.
Уже было сказано о том, что карма в основном творится мыслью, а мысли в голове человека крутятся постоянно. Беда в том, что не всегда они осознаны и много среди них негативных, которые и карму будут творить негативную. Поэтому так важно взять свои мысли под контроль Сознания и Воли. Об этом постоянно говорится в Учении.

«Мысль к услугам человека всегда. ...Человек - владыка своей мощи, в своем микрокосме он - высшая власть. Эта власть осуществляется мыслью, которой он владеет». (1968:241)

«Мысль - могучее и страшное оружие в руках того, кто признает ее мощь. Действуйте мыслью, но - во благо всегда». Помните: «Изменив течение мышления, можно изменить и природу кармы». (1961:97; 1969:558)
И сделать это можно с помощью воли. Человек волей своей может контролировать свои мысли. "Воля - повелитель кармы" - так утверждает Учение. Закон Свободной Воли - тоже один из основных Космических Законов. И даже Владыки Кармы не вправе нарушать его. Воля человека свободна. Свобода выбора обеспечена человеку всегда. Только он сам выбирает направление своих мыслей, устремлений, поступков - к Свету или к тьме. Потому-то и «Разные кармы бывают, но творятся они свободною волей человека». (1968:200)

Мы знаем, что мысль магнитна, то есть она притягивает из пространства подобную себе. Значит, «мысль обладает способностью расти. Мысль, устремленная к Свету, обрастает элементами Света. И мысль, обращенная во тьму, элементами тьмы обрастает». (1968:203) Темные мысли будут создавать нам карму тяжкую, светлые - карму, дающую крылья и Свет. Поэтому «Бережность к своим действиям, то есть к творящим следствия причинам необходимо явить сознательную и целеустремленную, ибо все дает свой плод. Будущее творится волей свободной, которая тот час же теряет свою свободу, как только причина создана и пущена в колесо исполнения. Создавать Карму свою во власти человека, но уже не во власти его её уничтожить». (1965:462) Отсюда идут понятия Карма рабства и Карма свободы.

Карма рабства и Карма свободы.

«Карма допускает известную степень свободы, но в пределах тех рамок, которыми она ограничивает человека. Нетрудно увидеть, что ограничения Кармы разрушить нельзя, как нельзя сбросить горб со спины горбатого, хотя бы он этого очень хотел. Порою очень полезно почуять эти железные ограничения Кармы. Казалось бы, нужные условия налицо, чтобы поступать согласно собственному желанию. Но Карма на страже, и желание остается неосуществленным. Свободный выбор всегда перед человеком, но в пределах, дозволенных Кармой. Карма - хороший тюремщик. Заключенный имеет свободный выбор двигаться по камере или сидеть и выбирать те или иные мысли, но из камеры выйти не может. В этом кармическая свобода выбора. Конечно, это не что иное, как известный вид рабства. Освобождение от Кармы и ее цепей состоит в порождении Кармы свободы». (1965:180)

«В свободе или рабстве по отношению к явлению Кармы находится сознание человека, причем свобода выбора всегда остается за ним. ...Карма властна над своей сферой, но есть область духа, где кончается ее власть и где господствует дух. Назовем это явление преодолением Кармы. Карма оставляется человеком в покое, но утверждается свое отношение к ней, санкционированное волей». (1960:28 февр.)

«Воля человека свободна выбирать путь к добру или ко мраку, но направление потока и берега, в которых течет он, не зависят от воли людей. Меч Космической Справедливости рассекает узлы событий, и результаты течения Кармы не в воле людской. Воля свободна порождать Карму, но, породив, становится подчиненной неумолимым следствиям свободно порожденных причин. ...Свободно творимые причины создают железную неизбежность следствий, лишающих человека свободы». (1964:554)

«Причину и следствие могут разделять многие годы, но ведь времени нет, и иллюзия их раздельности не имеет основания в действительности. А действительность - это прокаженные, уроды, калеки, идиоты, одержимые и все несущие на себе следствия когда-то в прошлом совершенных деяний, и время не помешало в прошлом порожденной причине принести свои следствия в настоящем, как будто во времени не было никакого разрыва. Это и есть действительно так, так как сама цепь причинностей не прерываема и так как причина не может быть исчерпана явлением времени, пока не принесет своих следствий, исчерпывающих ее». (1970:639)

Учитель говорит: «Чревато следствиями не то, что происходит вокруг человека, но то, что творится в нем самом. Внешнее уйдет, а внутреннее останется. Вследствие этого на внутреннее состояние и реакции на окружающее приходится обращать особое внимание. Хорошо научиться довольствоваться тем, что допускает Карма. Недовольство омрачает ауру и ничего не дает, кроме огорчений. Довольство не означает самоудовлетворенности, но, скорее, примиренность с течением кармы и уплатой по прежним счетам. И тогда ученик понимает, что царский престол и хижина бедняка одинаково служат цели восхождения духа. Мудро Ведет Учитель, и это Руководство надо принимать сознательно, довольствуясь тем, что оно дает». (1972:221)

Цель Кармы.

«Карма многому учит. ...Ведь цель ее - именно заставить понять ошибочность многих поступков». (1966:487)

«Цель создаваемых Кармой обстоятельств заключается в том, чтобы человек, с ними столкнувшись, вынес из этого нужный урок или заплатил старый долг. Оплата старых долгов тоже учит чему-то». (1966:21)

«Для Кармы не имеет значения, какие именно страдания приводят человека к пониманию того, чему она учит. Важно, чтобы была достигнута цель. Страдания уйдут - знание останется. Это не жестокость, но целесообразность». (1970:57)

Так как Карма действует во всех мирах, то она тесно связана с Законом Перевоплощения.

Карма и Закон Перевоплощения.

Карма, как мы уже поняли, творится, в основном, мыслью. Мысль - это энергия. И она находит своё отражение в ауре человека. Ведь аура - это информационно-энергетический банк данных человека о всех его накоплениях (и кармических долгах тоже). Значит, можно сказать, что Карма человека «хранится» в его ауре и уходит вместе с его тонкими структурами на другие планы бытия после его смерти. И «именно карма, или наша прежняя деятельность, вновь приводит нас к земной жизни, ...ибо закон кармы неразделимо переплетен с законом перевоплощения. ...Пока в своих действиях человек руководствуется материальными и эгоистическими побуждениями, последствия этих действий находят свое проявление в новых физических рождениях. Лишь совершенно бескорыстный человек может избежать притяжения материальной жизни. Немногие достигли этого, но именно это - цель человечества». Запомнить и хорошо понять надо одно - «каждый человек пожинает плоды своих собственных действий. ...Карма ничего не создает и не предначертывает. Это человек закладывает и создает причины, а кармический закон лишь подбирает следствия, что не есть действие, а лишь всемирная гармония, вечно стремящаяся восстановить первоначальное состояние. ...Раз совершенное преступление, злая мысль, посланная умом, уже непоправимы - никакое раскаяние не сможет устранить их грядущих последствий. Раскаяние, если оно искреннее, удержит человека от повторения прежних ошибок, но оно не сможет уберечь ни его, ни других от последствий ошибок, уже совершенных, которые неминуемо настигнут его либо в этой жизни, либо в следующем рождении, (ведь карма)... наказывает злодея даже до седьмого перевоплощения». (Е.П.Б. «Ключ к теософии»)

Наказывает именно его самого за его же проступки, а не его детей или внуков, как трактует церковь. Сам сеятель, сам же и жнец. Свою карму, свою судьбу человек творит себе сам. И не надо винить ни Бога, ни окружающих за свои беды, болезни, неудачи. Потому что «Человек в ауре своей несет всю карму, то есть ту цепь причин, которые обуславливают и направляют течение его жизни».«Каждое движение сознания запечатлевается на ауре путем отложения в ней элементов, которые служат причинами будущих действий». (1961:339;1962:59)

Механика процесса заключается в том, что, неся свою карму в собственной ауре, человек магнитно притягивает к себе нужные карме условия и отталкивает противопоказанные. Поэтому «Все, что окружает человека, есть лишь одни следствия. Случайностей не бывает. Нельзя сетовать на следствия, собственной волей порожденных причин». (1964:229) «За тяжкую Карму, кроме себя самого, не на кого пенять». (1966:39) А коль пенять не на кого, то и долги свои кармические человек должен платить только сам.

«Трудности и сложности жизни человек должен преодолевать сам. Следует ясно указать, что кто-то за кого-то его задач выполнить не может, или снять бремя болезней». (1971:774) Об этом и народная мудрость говорит: на чужом горбу в рай не въедешь.

«Истинно, судьбу свою несет человек в излучениях своих. Этим же объясняется и влияние выдающихся личностей на массы, полководцев на войско свое и Учителя на учеников». (1961:97) И способность эта тоже заработана самим человеком в прошлых жизнях. Ибо таланты и недостатки - дар кармический.

«Каждая способность заработана в прошлом трудом и испытаниями. Нелепо претендовать на то, что не принадлежит и не может принадлежать духу, так как не заработано им. При рождении таланты человеку даются кармически, по праву космическому. Справедливость закона безусловна». (1967:89)

«Раздали карты по рукам вам в жизненной игре,
Но в них сыграет каждый сам, и здесь же, на Земле.

В этих словах точно выражена мысль о значении Кармы». (1963:99)

«Карма как бы раздает карты в жизненной игре, а других взять неоткуда и довольствоваться приходится ими. Довольствоваться тем, что дает жизнь, - значит искоренить недовольство и всякие бесплодные попытки опрокинуть Карму.
Это будет также и смирением перед неисповедимостью Высших Путей и перед Волею Владык Кармы. Человек делает всё, что в человеческих силах, но, не отравляя себя недовольством и ропотом перед лицом неизбежности. Ни роста, ни цвета кожи, ни национальности нельзя изменить. И долг каждого - сделать лучше и распорядиться наиболее целесообразно тем, что дала человеку судьба».
(1966:101)

«Не замечают люди, как помимо их воли Карма ставит их в свои железные рамки, и несет горбун свой горб на спине, подчиняясь железному закону Кармы». (1967:55)

Еще и еще раз мы убеждаемся, что судьба человека в каждом воплощении создана им самим. Его внешность и характер, болезни и беды, таланты, достижения и отсутствие оных, окружение и условия жизни - всё обусловлено Кармой, то есть Законом Причин и Следствий (ведь он же - Закон Воздаяния и Закон Возмездия).

Еще одну очень важную вещь нужно понять: тяжкая карма есть быстрое погашение долгов.

Поэтому трудная карма, это не всегда плохо, в трудностях скрыты большие возможности:
«Все сильные огненные духи имеют трудную карму. Ибо эти самые трудности служат ступенями подъема. ...Если рассматривать каждый удар врагов как принятый во имя Света и укрепляющий броню духа, то отношение к ударам судьбы изменится в корне». (1969:6)
«Оплата по старым счетам определяется Законом. Значит надо платить. Философ, проданный в рабство, восклицает: «Благодарение Небу - значит, смогу заплатить старые долги!» Мудрый радуется этой возможности. Польза двойная: и освобождение, и закалка в огне испытаний». (1972:204)

Абсурдно звучит для ограниченного сознания фраза «чем хуже - тем лучше». Но хорошо понимает её истинное значение, человек, знающий Закон Кармы и его действие. Он уже понимает, что «Карма обычно ставит человека в наилучшие для продвижения условия. Утверждение «чем хуже, тем лучше» исходит именно от этого понимания. Земному человеку плохие обстоятельства его жизни могут казаться бедствием, но духу они полезны именно для его возрастания. Интересы внешнего человека и внутреннего так различны. Часто страдания и испытания скорее приводят к цели совершенствования, чем счастливая жизнь. Мудрый радуется трудностям жизни, понимая, что это есть путь кратчайший». (1971:463)

Но тяжкие испытания никогда не даются человеку сверх меры, а лишь столько, сколько дух его может вынести. «Уклониться нельзя ни от урока, ни от уплаты. Понимание того, что через неизбежное надо пройти, дает силу спокойно и мужественно идти через всё. Карму отбросить нельзя, но вооружиться спокойствием и стойкостью можно. «Бывает и хуже» - так можно себе повторять, когда становится трудно». (1966:21)

Вспомнилась сцена, которую случайно пришлось наблюдать на Московском вокзале в Петербурге. На широком подоконнике окна сидел мужчина лет сорока пяти. У него полностью не было ног (до паха). Рядом - два его сына, лет 17-ти и 20-ти, очень на него похожие. Все трое о чем-то оживленно говорили. Вскоре к ним подошла женщина - очень красивая и тоже радостная. Наверное, она ходила за билетами. Когда женщина вернулась, сыновья подхватили отца под руки, и они все вместе побежали на электричку, так же весело переговариваясь на бегу.

У Дейла Карнеги есть такие слова: «Как часто мы плачем по сапогам, когда у нас есть ноги». Как же они справедливы! На фоне этого эпизода многие наши жизненные неприятности кажутся глупыми пустяками... Есть уверенность, что эта семья, спокойно принявшая такую тяжкую карму, достойно её преодолеет.

Да, «Чтобы освободиться от нежелательной кармы, надо заплатить старые долги. Каждая уплата несет в себе освобождение. Платежу, даже невольному, радуется мудрый. Тяжкая карма являет собой усиленную и быструю выплату прежней задолженности и служит гарантией освобождения, если параллельно с уплатой не творится новая тяжкая карма». (1969:677)

Значит, крайне важно, рассчитываясь по старым долгам, не делать долгов новых
«Платить и не делать новых долгов - вот в чем задача. Потому лучше давать, нежели брать. Ибо берущий всегда отдает. Потому лучше доброе мыслить и благо творить, нежели зло, ибо причина и следствие - разные концы одной вещи. ...Должники все, только платить по счетам не умеют достойно». (1960, 22 июля)

Что же имеется в виду под достойной платой долгов? Как лучше погасить Карму?
«Карму можно быстрее погасить правильным пониманием происходящего и неизбежности ее изживания. ... Уклониться нельзя от нее, но встречать волны ее достойно, стойко и без жалоб возможно всегда». (1966:589)

«Когда карма ставит человека в определенные условия, изменить которые силы ему судьбою не даны, через них надо пройти мужественно, спокойно и твердо». (1960, Авг.30)

«Те условия жизни, которые невозможно устранить, надо принять как кармически неизбежные и притом хранить равновесие и спокойствие». (1971:577)

«Не следует отвращаться от отягощения обстоятельствами, ибо опыт, даваемый этим испытанием, ценен необычайно. И часто другим путем приобрести его невозможно». (1960, Окт.12)

«Каждый шаг по пути учит чему-то, каким бы скучным, тяжелым или беспокойным он ни казался. Сознательное желание извлечь полезный урок из любого положения и условий ускоряет продвижение, ибо каждая задержка и замедление вызываются тем, что теряется время без пользы и намеченный кармой урок остается неосвоенным, это вызывает необходимость его повторения. Потому и не лишним будет вопрос: чему хочет научить меня жизнь, ставя именно в эти условия, но не в другие». (1960, Нояб.29)

Кстати сказать, «Карма создает каждому человеку такие условия, которые резко или слабо, но всегда отличаются от условий людей, даже рядом живущих. Физическая теснота не служит препятствием для бесконечного разнообразия Кармы. Каждый несет свое, и каждый платит по мере». (1964:202)

Еще один важный аспект Закона Кармы затронут: если урок не понят, он повторяется. Ведь «Карма не мстит, но учит». (1969:209) «И повторяет уроки свои, пока их значение не дойдет до сознания. Лишь выученный урок не повторяется. ...Достаточно усвоить смысл происходящего явления и извлечь из него намеченный Кармою опыт, как явление уходит из жизни. Также уходят из жизни и люди, и обстоятельства, научив чему-то и что-то добавив к познанию. ...Корень учения горек, но плоды его сладки». (1961:23)

«Хорошо духом понять полезность каждого проходимого испытания, чтобы извлечь из него даваемый каждым урок. Если оно не понято и урок не извлечен, оно повторится снова и снова, пока урок не будет усвоен. Быстрота испытаний зависит от этого условия. Даже целые жизни даются повторно для прохождения вещей, не усвоенных раньше». (1964:183)

«Карма не отпустит, пока не добьется своего. И сломиться тоже нельзя, ибо вся тяжесть Кармы обрушивается на побежденного. Следовательно, исход только один - победа. Ее поставим целью ближайшей». (1966:535)

Не будем забывать, рассматривая Закон Причин и Следствий, что Карма учит не смертную личность человека, а его Индивидуальность. Ведь «Карма хочет закалить дух и утвердить победу его над властью внешних обстоятельств над сознанием. Победы надо достичь в себе, над собою и именно при наличии тех самых причин, которые подавляли его». (1966:535) Поэтому и наилучшие условия Карма подбирает для внутреннего человека, но не для тела. И «То, что хорошо для Бессмертной Триады, может быть очень нехорошо для тела и земного сознания. Удары-двигатели больно отражаются на теле, но устремляют дух. Духовная и телесная точка зрения не совпадают». (1967:226) Но нужно хорошо понимать, что «если Карма ставит человека в определенные условия - значит, именно эти условия для него наиболее полезны для усвоения определенных уроков. ...Не всегда эти уроки приятны, радостны и легки. Чаще трудны они очень и требуют много усилий для преодоления чего-то в себе. Не розами устлан путь духа, но, скорее, шипами». (1971:773) Но «мы не можем винить никого, кроме себя, если жизнь наша складывается иначе, чем бы хотелось. Внешние условия есть следствие кармы. А карма - результат прошлого». (1966:589)

Так как цель Кармы эволюционное преобразование внутреннего человека, то и «Преодоление кармы совершается путем преодоления своей низшей природы и утверждения своей власти и примата духа над ней. ...Победа над миром заключается в великой победе над собою, ибо тот побеждает все, кто сам себя сумеет победить. Ищут здесь, ищут там, мечтают о достижениях и стремятся к ним, но все достижения, весь успех, все преуспеяние состоит в преодолении себя самого и победе над собою». (1961:10)

«Нет иной тропы мудрости, кроме той, которая требует подчинения низшего высшему в себе. Каждая уступка низшему ведет вниз по ступеням восхождения, и каждая победа - вверх. Каждый шаг ясен и не нужно обманывать себя. Судья внутри. Он знает, одна уступка влечет за собой другую, и создается их цепь, цепь рабства». (1960:19 февр.)
Неверно считать, что борьба духа с плотью возможна лишь в каких-то экстраординарных условиях, в очень трудных ситуациях. Они скорее - экзамен, проверка. Достижения духа утверждаются на мелочах. Помните, мы уже говорили об этом: «Именно на мелочах жизни, в обычности, утверждаются достижения духа, утверждаются на том, что подумал, как ответил, что сказал, какие допустил мысли и чувства. Испытание повседневностью - одно из труднейших». (1971:750) И всегда «Следует помнить одно: начинать надо с малого и идти последовательно и постепенно. ...Каждый день можно ставить себе задачи что-то преодолевать, помня при этом, что тот, кто берет свою судьбу и свое продвижение в свои руки, не дожидаясь эволюционных, направляющих и способствующих продвижению ударов Кармы, тот сам становится владыкой своего будущего, тем пресекая неизбежное вторжение усугубленной кармы в его жизнь». (1961:308)

Еще об одном аспекте Кармы говорится в Гранях Агни Йоги. Говорится о том, что Карма действует через людей.

И отрицательная, и положительная карма воздействует на человека через окружающих его людей. «Психическое воздействие людей друг на друга очень сильно, и особенно тогда, когда оно сопровождается различными эмоциями. И трудно от него освободиться, как нельзя освободиться от качества воздуха, который вдыхаем. Иногда это давление чужих аур ощущается очень тяжко, усиливая легкость и чувство свободы, когда эти люди, хоть на время куда-нибудь уезжают. Карма заставляет жить порою и долгое время вблизи таких отягощающих индивидуумов, омрачающих жизнь и давящих на сознание. Освобождает от таких людей только карма». (1969:640)

«Карма связывает с людьми, которым было сделано что-либо хорошее или плохое». (1965:376)

«Когда-то и где-то связали себя вы кармически с теми людьми, которые входят теперь в вашу жизнь, часто отягощая вас своими несовершенствами и враждебностью. Не оставят вас в покое, пока не исчерпается карма. Чтобы не порождать новой, необходимо воздерживаться от порождения новых причин, привязывающих к нежелательным лицам. Все недобрые чувства и особенно злоба, будут привязывать еще больше. Надо, чтобы эти приближающиеся «не имели в вас ничего» или ничего не порождали вновь, ничего, могущего укрепить и возродить погашаемую карму. И внешнее, и, главное, внутреннее надо в себе потушить. От огорчения и обременения такими личностями не уйти, но от того, что допускает раздражение, и недоброжелательство, и прочие родственные им чувства, можно совершенно освободить сознание, можно даже таких пожалеть и послать им невраждебные мысли. Так тушатся и изживаются старые кармические встречи». (1968:410)

«Встречи, имеющие особое значение, всегда являются кармическими». (1963:114)
И большинство встреч из прошлого. «Люди, связанные кармою, расстаются, чтобы встретиться вновь. Потому расставанье не должно быть враждебным. Тогда и встреча будет дружественной. Долги придется либо уплатить, либо получить и быть снова вместе, встречаться и расставаться, пока не исчерпается карма». (1970:736) «Давние связи и давняя близость, и давние чувства переживают и время, и тело». (1972:171)
«Так, в каждом очередном воплощении обычно приближаются старые друзья и старые враги. Добрая половина всех встреч земных - из прошлого. Нити кармы не прерываются временем и переживают его». (1972:171)

А это значит, что долги кармы придется непременно платить. От них никуда не уйти. «Кармическое следствие уже никто и ничто не может исправить, пока оно не исчерпает себя до конца». (1965:462)

«Часто карма связывает нас с другими людьми неизжитыми свойствами нашей низшей природы. Тогда человека такого приходится изживать в себе. И, пока он не изжит, карма не отпустит и не освободит нас от него. Когда низшие чувства изжиты и заменены противоположными, с человеком устанавливаются новые взаимоотношения и связь либо укрепляется, либо порывается вовсе. Тогда можно считать, что проблема данного человека разрешена правильно. Сознательная ликвидация кармических связей приводит к освобождению духа». (Г.А.Й.70:635)

«И здесь и там можно оказаться среди нежелательного подбора соседей, от которых трудно избавиться. Это кармические встречи, требующие изжить что-то, или уплатить старые долги, или научиться чему-то. Бесполезно пытаться отвратить неизбежное. Карма требует своего. Только изжив себя или преодолев себя в других людях, можно от них освободиться». (1971:511)

Будем помнить, что цель кармы именно внутренний человек. И все уроки кармы предназначены для него. Преодолевая в себе свою низшую природу, выполняем требование Кармы, значит, больше не вызываем на себя её ударов. Так побеждаем Карму. И подтверждаются мудрые слова: «Ибо только тот всё побеждает, кто самого себя сумеет победить. ...Потому что ничто не властно над духом, который себя победил». (1964:230)

Но бессмысленно противиться Карме.

«Попытка изменить карму не дает никаких результатов, скорее наоборот, усугубляет те нежелательные условия, которых хочет избежать. Выход из нежелательных условий надо искать в другом направлении, преодолевая их силу влиять на состояние сознания и зависимость духа от них. Самих условий, кармически неотвратимых, не избежать, но степень их воздействия на сознание можно умерить и даже полностью нейтрализовать, и в этом, и только в этом, будет заключаться победа над Кармой. Вырабатывается иммунитет духа от внешних условий, когда наступающая тьма не имеет внутри ничего, за что она могла бы ухватиться и через что просочиться, чтобы подавить дух». (1964:202)

«Люди предполагают, но располагает Карма. Отсюда тщетность многих попыток и планов людских противодействовать ей. Воля свободна в пределах кармической неизбежности. От судьбы не уйти, она найдет и догонит везде, куда бы ни пытался скрыться от нее человек». (1964:285)

С Кармою совершенно бесполезно бороться, но изменить, ослабить ее, можно!
«Восстание против Кармы бесполезно, ибо результатов не дает, но только отяжелит испытания». (1965:15)

«Через то, что обусловлено кармою, неизбежно придется пройти. Бесполезны попытки ее избежать. Отклоненная в одной форме, она настигает в другой. Остается только один выход - это мужественно и без шатаний встретить её». (1966:590)

«Никакие действия не освобождают от уплаты кармических долгов. Это следует твердо запомнить и не сетовать на карму, и не возмущаться, когда приходится погашать старую задолженность. Освобождение наступает тотчас же, как уплата произведена. С кармою совершенно бесполезно бороться. Убеждались не раз, что все попытки избавиться от тех или иных нежелательных внешних условий снова приводили к ним же опять, и желанного облегчения не получалось, хотя и было приложено к тому очень много усилий и затрачено много энергии. Великое терпение и стойкость нужны, а также и мудрость, чтобы спокойно и в равновесии выдерживать течение кармы». (1969:686)

«Идти против Кармы нельзя, но изменить ее можно поляризацией собственного сознания и ярым желанием пользу извлечь и урок из кармических ударов-двигателей». (1963:442)

Сознательно строящий свою Карму должен быть полным господином над своими мыслями и никогда не действовать под влиянием настроения. Все его поступки должны соответствовать его идеалам, и он должен предпочитать не те действия, которые для него приятнее, а те, которые лучше.

Мудрость Востока утверждает: деятельность сильнее судьбы.
Как же согласить такое утверждение с идеей Кармы?

В нашей судьбе много и дурного, и хорошего. Складывая на чашу весов нашей общей Кармы то и другое, окажется, что часть наших дурных проявлений уравновесится хорошими, и только тот добавочный вес, который перетянет ту или другую чашу весов (за нас или против нас), и сохранится в летописи нашей судьбы, все остальное окажется уже погашенным. Вот почему деятельный человек, который в любую минуту может прибавить на чашу весов нечто в свою пользу, имеет гораздо больше шансов изменить свою Карму, чем человек бездеятельный. Вот почему никогда не следует складывать оружия и говорить: «Я не могу побороть своей слабости». Нужно не переставая бороться, потому что с каждым новым усилием, направленным против дурной привычки, сила ее подрывается, и в будущем воплощении будет уже не трудно справиться с ней. Необходимо помнить, что ни одно доброе усилие человека не проходит даром, каждое погашает частицу его кармического долга.

«Карму можно быстрее погасить правильным пониманием происходящего и неизбежности ее изживания, но отношение к карме зависит от нас. Уклониться нельзя от нее, но встречать ее волны достойно, стойко, без жалоб - возможно всегда». (1966:589)

«Недовольство, сетования и самотерзания даваемыми жизнью испытаниями только отягощают сознание, ничего не давая взамен, а лишь углубляя и усиливая проходимое испытание. И это тоже надо понять. Противодействие карме нецелесообразно и бесполезно. Кроме ненужных мучений оно ничего не дает». (1964:183)
«Самое лучшее - это на все происходящее, и особенно неприятное, смотреть с точки зрения того, чему может оно научить, т.е. тут же извлекать из него кроющуюся в нем полезность. Это будет решением правильным. Эмоции и переживания не нужны, они только мешают».
(1969:305)

Значит, все обстоятельства и условия, в которые ставит человека Карма, надо принимать спокойно, не бороться с ними, не возмущаться, а постараться понять, чему Карма хочет научить через них. Не обстоятельства и условия жизни важны, а отношение к ним. Если нет раздражения, злобы, отчаяния, страха, а есть спокойствие, равновесие, понимание - всё меняется. Значит, урок пройден.
Запомним: «Освобождение лежит во внутреннем отношении ко всему происходящему с человеком». (1961:442) Если оно верное - мудрое, спокойное - освобождение от кармического долга непременно произойдёт.

Еще об одном аспекте отношения к Карме следует упомянуть.
В книге «Озарение» читаем: «Некоторые духи управляются целиком кармою, то есть знание духа минимально, - тогда карма является единственною возможностью эволюции». (256) То есть, «Есть люди, всецело и полностью руководимые Кармой и не прилагающие никаких усилий к продвижению своего духа. Но есть и такие, которые эту обязанность берут на себя. Выбор зависит от человека, если он знает, что либо он сам, либо Карма решает эту задачу. По мере сознательного принятия на себя всех задач и вопросов, связанных с восхождением духа, кармические толкачи-удары ослабевают и дух сам становится своим толкачом. Правильная реакция на цепь внешних воздействий, или волн, приводит к победе над Кармой. От Кармы освободиться нельзя, но взять действие Закона в свои руки можно, зная Закон и зная условия, что Дары Эволюции силой берутся и прилагающий усилие их получает. Дары даются, но их надо взять своею рукой». (1961:308)
Да, если знание духа отсутствует, если человек не берет на себя ответственность, если он совсем не слышит свой дух, свое «высшее Я», то Карма действует как погонщик - она гонит человека на путь эволюции. Но такой путь очень медленный. Человек должен услышать Зов духа, осознать необходимость сознательного развития, взять ответственность на себя. Это во много раз ускорит его путь. Можно сказать, что все, кто взял в руки Учение и стремится следовать ему - услышали Зов Духа. Их по пути эволюции движет одновременно и карма, и знание духа.

И нужно быть твердо уверенным, что ни одно усилие в продвижении по духовному пути не пройдет без пользы. «Ни одно усилие не пройдет без пользы, ни одно не будет бесплодным, но во время свое принесет свои ярые и непреложные следствия. ...В поте лица пожинает человек плоды трудов своего духа. Даром ничто не дается». (1961:308)

«Можно считать, что любое положение, каким бы трудным оно ни было, является наилучшим для развития духа. И тогда полезность извлекаемых из жизни уроков намного усиливается и возрастает, ибо сознание двигает. Нет ничего хуже бессмысленных, т.е. не понимаемых, страданий или испытаний. Они порождают беспросветное омрачение. Когда знает идущий, куда и зачем он идет, все происходящее с ним приобретает особый смысл и окраску». (1969:471)

«Мудрый благодарит Карму за все, что она ему преподносит, ибо научился усматривать пользу во всем. И что бы с ним не случалось, на все явления жизни, и хорошие, и плохие, смотрит он с точки зрения их полезности для эволюции духа». (1969:439)

«Бесцельно ничто не бывает, Карма - учительница духа». (1969:209)

Карма - учительница духа. И сейчас её уроки стали много суровее, да и проводит она их для всего человечества гораздо чаще.

«Поразительно слышать и видеть, что столько горя, несчастий и болезней вокруг. И это не только вокруг, но и по всей планете. Идут последние кармические расчеты.Плательщики все. Уплата по прежним счетам означает освобождение. В Новый Мир свободным должен войти человек». (1972:201)

Но «Нельзя войти в будущее связанным прошлыми долгами. А освободить от них Мы не Можем. Законы Кармы нерушимы. Сейчас расчеты усиленные у всех, ибо Новый Мир сужден человечеству. Это карма освобождения. Но есть и карма осуждения, накладывающая на осужденных новые цепи. Служители тьмы осуждают себя на то, чтобы стать космическим сором. Участь последних ужасна. Так и смотрите на них, как на не имеющих себе части в будущем. Не для них Новая Земля и Новое Небо. Еще сопротивляются яро и безнадежно. Еще надеются на победу. Но надеются напрасно. Можно ли безнаказанно идти против Иерархии Света, когда наступают последние сроки. Осуждена тьма, и близок ей скорый конец». (1971:648)

«Но тайны кармических предначертаний людям знать не дано, дабы не лишать их возможности проявления собственной воли». (1964:285)

«Если бы человек точно знал, что с ним случится и чего нет, школа жизни не принесла бы ему полной пользы. И многие достижения стали бы невозможны. А как же можно было бы закалить его на неожиданностях или научить качеству приспособления к любым обстоятельствам? Дамоклов меч учит тоже постоянной готовности противостояния тому, что угрожает». (1969:305)

Заключение

Конечно, и в книгах Учения и Гранях сказано о Карме гораздо больше и не все аспекты этого важного Закона здесь затронуты, но сказать обо всем сразу невозможно. Всю жизнь нам предстоит постигать этот нелегкий Закон и его уроки.

А в заключение хочется повторить все, что было сказано выше, строчками из поэмы Эдвина Арнольда «Свет Азии»:

Жизнь человека - это, о братия мои,
Его прошедших жизней результат.
Что сделал плохо раньше,
Страданье принесет,
Что сделал хорошо, родит благословенье...
И это есть доктрина Кармы.
Закон священный сей
Начала не имеет ни конца,
Как космос, вечна, и верна, как верность;
Незыблемой божественною силой
Ведет к добру; её законы - вечны.
Все примут сей закон; повержен будет
Перечащий ему и награжден
Слуга: блаженством, миром он отплатит
За тайное добро, за зло же - болью.
Все видит он и замечает все.
За дело правое воздаст! За злое –
Возмездье соответственное ждет,
Хотя и медлит с наказаньем дхарма.
Не ведает ни гнева, ни прощенья
И мерой безупречной мерит он;
А время для него - ничто: хоть завтра
Осудит он, хоть через много дней.
Таков закон, что к праведности движет,
К которому в конце концов придут
Все люди. Суть его - любовь, а цели –
Мир, совершенство.
Следуй же ему.



Текущее время: 16:16. Часовой пояс GMT +3.


Agni-Yoga Top Sites

Рейтинг@Mail.ru

Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2017, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot