ТЕРОС
Школа Агни Йоги (Живой Этики)
и духовного наследия Рерихов
header
header    
Вернуться   Школа Агни Йоги (Живой Этики) и духовного наследия Рерихов > Заочная школа Агни Йоги > 1. Основы эзотерических знаний и Агни Йоги > 5. Рерихи — великие русские Подвижники

» Меню

3.4. "Наставление"...

Все «Наставление» является как бы повтором пройденного пути, напоминанием о прошлых достижениях, перед тем как пуститься в новую нелегкую дорогу через «лес» человеческих несовершенств. «Лес» — это человеческое общество; в него надо было войти, чтобы исполнить поручение и успешно возвратиться на горные вершины с новой добычей. И, именно, так воспринял «Наставление» Рерих, который каждое погружение в «дела человеческие» считал необходимым условием подлинного служения, ибо только в «лесу» скрывалась «добыча». Каждый дух, даже с самыми высокими достижениями в прошлом, обречен на блуждание в текущем воплощении, ибо велик разрыв между мирами. И погружаясь в океан человеческого общества, Рерих знал, что в нем он найдет тех, кто ждет его и сразу примет слово Истины, как и тех, кто примет это слово через преломление временно существующих общественных формаций.

Сразу же во выходе книги «Цветы Мории» из печати Рерих пишет Шибаеву: «В Берлине только что вышла в пользу голодающих в России моя книга „Цветы Мории”. Просите выслать ее Вам и, если можно, распространите в Лондоне. Эта книга издана по указанию Мастера».

Повторяем, что Книга эта, несмотря на имя Учителя в ее заглавии и более чем прозрачное предисловие, до сих пор остается не понятой. Слова предисловия: «И мы знаем, что эта поэзия тайны, мужества и любви будет настольной книгой каждого русского и напомнит о долге утоления русского голода» — принимаются буквально. Как будто только о «хлебе насущном» заботился Рерих для России и для этого придумал такое название своим стихам. Даже лица, принимающие Рериха за Посланца Белого Братства, неправильно истолковывают его стихи как не имеющие ничего общего с Учением Живой Этики. Например, приходилось слышать такое мнение, что цикл «Мальчику» есть ни что иное, как обращение Рериха к своим сыновьям. Но тогда спрашивается, зачем было опубликовывать его? Да еще в общем заголовке ставить Имя Учителя? Конечно, это не так. Вернее сказать, что каждый из нас является «сыном» Владыки и каждому из нас Рерих передает в своих стихах опыт приближения к Учителю, опыт общения с Ним.

Выполнение Плана Владык как бы разделено на две части — стратегию больших сроков и тактику малых сроков. Очень много Указаний дается по малым срокам, хотя их как раз реже всего выполняют. Следует ли в таком случае выдавать их? Не только следует, но и необходимо. Они стимулируют людей на более активные действия и создают в мире нужные предпосылки. Таким образом создается благоприятная атмосфера и какая-то часть Плана реализуется или переносится на будущее. От выполнения малых сроков зависят сроки большие, то есть уже стратегические. Предусмотренное ими должно быть выполнено более-менее полностью, передвижки возможны лишь во времени. Не касается это Планов Космического характера; их сроки непреложны, так как они связаны с эволюцией иных планет.

Большие сроки Плана выдаются гораздо реже и лишь в общих чертах, ибо их выполнение требует особых знаний и особенной преданности. Требуется при этом и мужество, так как надо не дрогнуть духом, наблюдая, как рушатся малые сроки, и менять тактику наступления. Для этого необходим уже не спонтанный контакт с Миром Тонким, а закономерный, основанный на приближениях во многих воплощениях. «Для важных поручений Мы соединяем гармонических людей — их батарея особенно сильна». (ЛСМ, книга 1, 1921, авг. 20.). Так Рерихи были соединены Учителем в единую семью, чтобы на большом отрезке времени показать людям План Владык в действии. Они не только знали малые и большие сроки, но и соотношение между ними, взаимосвязь большого и малого. Все изменения малых сроков ими учитывались и срок большой выполнялся с учетом этих изменений. Они являли пример Живой Жизни, а не мертвых догм. В связи с этим хочется напомнить о неразумности попыток разъединить то, что было соединено самим Владыкой. Такие попытки уже делаются — начинаются обсуждения «главенства» среди Рерихов. Теперь, когда трое из них уже покинули наш мир, а на четвертого ложится задача продолжить их дело, среди «рериховцев» находятся любители указывать, что и как надо делать, дабы достойным образом Учение Живой Этики входило в жизнь. Мы уже затрагивали вопрос «старшинства» и сейчас скажем только, что Елена Ивановна одна не смогла бы выполнить порученное Ей, если бы не было Николая Константиновича и ее сыновей. На всем протяжении их жизни шла общая работа, общее делание того, что можем назвать Претворением Плана Владык. А следовать за постоянным изменением, за постоянно вносимыми коррективами в этот План было нелегко. И эта тяжесть испытывается до сей поры. Мы знаем, как внимательно и с какой ответственностью следила Елена Ивановна за всеми событиями, как она прислушивалась к каждому явлению Тонкого Мира, сопоставляя его с явлениями здесь, на Земле. Она знала, что один человек не в состоянии охватить всего происходящего в мире, что для эволюции используются тысячи источников, что во всех странах и на всех языках Земли звучит слово Истины. Знали это и все Рерихи, когда им было поручено распространение Агни Йоги как Учения синтетического, совмещающего в себе все ранее сказанное и не претендующее что-либо зачеркивать. Также Агни Йога оставляет место и для всего нового, что должно еще прийти: «Спросят — почему учение не имеет законченных положений? Отвечайте, ибо в законченности смерть». Яснее и короче нельзя сказать.

Начало записям «Живой Этики» было положено в 1920 году в Лондоне. Первоначально они носили отрывочный характер и лишь в Америке Елена Ивановна приступила к регулярным записям. Не исключено, что сначала записи делались только для себя и появились в результате специальных сеансов общения с Учителем. Когда записей набралось достаточно, пришло Указание издать их. Первое упоминание об этом имеется в письме Рериха Шибаеву от 31 мая 1922 года: «Вчера нам было указано М. издать его message отдельной книгой — «Листы Сада Мории» и сделать это через Вас в Риге», — пишет Рерих Шибаеву, который к этому времени переехал из Лондона в Латвию. Но обстоятельства изменились. Книга была напечатана в Париже и помечена датой 1924 года. Впоследствии Рерих указал, чтобы из книги была изъята первая страница с обращением: «В Новую Россию Моя первая весть». Слишком прямолинейно здесь было сказано, куда и через кого Учение дается. Раскрывать это с первой же страницы было преждевременным, а в условиях Запада даже опасно. Кроме всего прочего, это могло отпугнуть многих нужных сотрудников. Не забудем, что в двадцатых годах взгляды всех духовно ищущих людей на Советскую Россию были в основном отрицательные.

Таким образом, связь между даваемым Новым Учением и Обновленной Россией на Западе не только до поры не подчеркивалась, но даже замалчивалась.

Книга «Листы Сада Мории», распространенная в западных странах, начиналась с даты: «Лондон, март 24, 1920», с обращения Учителя к ученикам и Его Указом — оставить все предрассудки, мыслить свободно и не уходить от жизни.

В дальнейшем тексте есть много намеков и прямых указаний на то, какой стране и какому народу дается Учение и что этот народ будет воплощать Его в жизнь.

Возьмем, две основные общественные формации нашего времени — капиталистическую и социалистическую. В теории вторая, безусловно, прогрессивнее первой. Ведь абсурдным будет строить Космические контакты, а время подошло к этому, на сугубо денежных отношениях. Космическая Справедливость и Земная целесообразность не позволят этого. На практике же, при наличии столь смешанного человеческого материала и достигшего своего расцвета капитализма, преимущества социалистического строя весьма сомнительны и легко опровержимы. Во всяком случае, внедрение его требует средств, ничего общего с высоким понятием истинного гуманизма не имеющими. Если принять во внимание, что необходимо охранить то прогрессивное, что нес с собой капитализм (инициатива, свободное творчество, годами выработанная устойчивость) и одновременно поддерживать то, что содержит в себе социализм (независимость от капитала, коллективизм, социальная справедливость), то становится ясным неизбежность конфликтов и сложность этой задачи. Мало того, выполнение ее приводит к непониманию, ибо, внедряя более высокие понятия, люди поневоле пользуются непозволительно низкими средствами. Злополучная иезуитская формула — «цель оправдывает средства» — во всей своей неприглядности встает перед нами, и мы, чтобы не приписать ее Высшей Силе, отрицаем строительство будущего там, где оно происходит.

Почему же Учение Живой Этики столь явно указывает на Страну Советов, почему, именно туда оно было направлено и, наконец, почему, несмотря на внешние неудачи и срывы, Учение и Россия теснейшим образом между собою связаны? То, что это, именно так, подтверждается последними, послевоенными письмами Елены Ивановны:

«Испытания человечества еще не закончились и преуготовляются новые столкновения в мировом масштабе. Но мы твердо знаем о победе нашей страны и о краткости предстоящих столкновений, иначе мир не выдержит. Но Новый Мир грядет в сиянии лучей новых». (16.11.48).

«Тяжкие сроки, тяжкие времена! Но лучшая страна станет страной самой строительной и самой прекрасной. Наша страна узнает ярый расцвет после уявления космических знаков. Космический знак нашей страны сотрудничает со знаком Благоденствия. Мы будем свидетелями многих космических проявлений в Европе и позднее на Востоке...». (17.11.49).

«...Наша страна будет охранена, будет победной страной: так заповедано и начертано в звездных рунах. Все, кто с нею, разделят ее победу. Итак, вехи еще раз поставлены и утверждены. Помните всегда о Великом Щите...». (26.08.50).

«...Много еще тормозящих, но остановить „поток Кармы Мира” они не могут. Убеждение в правоте строительства Нового, в эволюцию мира, страстно, сильно вошло в сознание молодых поколений. Ведь, в сущности говоря, происходит битва Света с Тьмою. Битва за Свет, за Общее Благо, за раскрытие истинного Знания и утверждение Красоты». (7.12.54).

«События сложатся неожиданно, не так как мы ожидаем, но как всегда, на пользу лучшей страны. Страшное время пронесется очищающим вихрем. Трудность в том, что многие еще не понимают причину и смысл совершаемого на всей планете. Новые сознания должны полюбить волну нового строительства. Новое строительство должно раскрепостить мышление, отсюда произойдут благие перемены. Накопившаяся злоба в мире разрешится потрясениями. Но не опасайтесь! Щит Света над новыми сознаниями, отказавшимися от злобы, зависти и понявшими, куда устремляется поток эволюции. Распространение зла будет остановлено. Космическая Справедливость приведет в действие новые рычаги — и новая карма мира начнет утверждаться». (18 февраля 1955 г.)

Это было написано Еленой Ивановной в год ухода, уже много после того, как Ей было отказано во въезде в Советский Союз. Все у нас происходящее она прекрасно знала и благословила старшего сына — Юрия Николаевича на переезд в Советский Союз. О патриотизме последнего говорить излишне. На вопрос, как он нашел молодое поколение, последовал такой его ответ: «Я сожалею, что современная молодежь часто выказывает меньше патриотизма, чем мы это делали за рубежом, а он еще очень и очень будет нужен». Святослав Николаевич неоднократно у нас бывал и вполне недвусмысленно высказывался о блестящем будущем, ожидающем нашу страну. Таким образом, все Рерихи, через которых давалось Учение и которые приняли на себя ответственность за его распространение, в продолжение последних 60 лет неизменно подтверждают принятую Живой Этикой концепцию считать Россию оплотом мира и маяком будущего, все они неоднократно высказывались за преимущество социалистического строя и было бы абсурдным утверждать противное. Между тем, подобные попытки делаются. Многие, разделяющие взгляды Рерихов на Восточную философию, не могут согласиться с тем, что России, а точнее — Советскому Союзу отведена главная роль в строительстве будущего, и что победа Революции и выигрыш Великой Отечественной войны являются ни чем иным, как началом этого строительства. Многим «восточникам» хочется доказать обратное и обратить Учение на противное. С этой целью пишутся даже различные «комментарии» к Живой Этике, будто бы получаемые от Высоких Иерархов…

То, что Россия должна быть охранена от всяких посягательств со стороны Западных капиталистических государств, судорожно охраняющих свое денежное могущество, свидетельствует письмо Елены Ивановны:

«Судьба Запада решена, там нет будущего. Не ищите его ни в одной Европейской стране, но наблюдайте идущий развал. Но Восток возрождается. Невозможно продвигаться и строить путем старой, захватнической политики. Страх перед Новым навеян недругами, боящимися расцвета нашей мощной страны. Но ярая справится со всеми врагами, ибо стремится к Общему Благу. Ярые народы там растут в новом понимании и новых условиях, исправляют свои ошибки и строят Новую страну. Ярая страна является страною Братскою всем существом стремящимся к Новому Строительству и показала это на яром примере оказания помощи народам Востока...». (7 декабря 1954 г.)

Но как же все-таки быть с неприемлемой для каждого честного человека формулой — «цель оправдывает средства»? Оставим ее тем, кто ее придумал. Она нужна исключительно людям, ищущим оправдания тому, что никакому оправданию не подлежит и никогда не может быть оправдано. Закон Кармы неизбежно настигнет того, кто прикрываясь этой формулой будет преследовать свои интересы и свои недальновидные цели. Люди мыслят слишком антропоморфически и часто прилагают к Учителям, действующим по Космическим, Законам и Планам, собственные человеческие мерки, как правило, не выходящие за пределы одного воплощения. В частности, говоря о России и о тех несправедливостях, которые мы наблюдали и наблюдаем, люди, твердящие о перевоплощениях, совершенно забывают, что прошло сто с небольшим лет, как в России было отменено крепостное право и кармические хвосты крепостничества, распутать не так просто. Старая Карма будет еще долго преследовать заслуживающих кару и ждать перемен в этом отношении можно лишь тогда, когда «Космическая Справедливость приведет в Действие новые рычаги и новая Карма мира начнет утверждаться». Нет сомнения, что и постигшая расплата за старое была бы намного легче, если бы не постоянное сильное сопротивление Новому Миру.

Решающими моментами эволюции никогда не были и не будут мировая политика или мировая экономика. Ведь целью эволюции не является создание политически правильно мыслящего человека, а человека, способного мыслить Космическими категориями. Политика, экономика, все созданные ими общественные формации лишь на более мелких и временных примерах учат человека разбираться в сущем. Было бы нелепо думать, что «справедливость» или «несправедливость» этих недолговечных форм общественной жизни человека являются присущими Космическому Разуму мерками. Даже карма отдельных людей и Карма народная — столь разные величины, что не поддаются сопоставлению. Владыки в основном направляют судьбы народов и лишь в исключительных случаях следят за течением кармы того или иного человека. Если Иванов убил Петрова, и если в отместку за это теперь Петров убивает Иванова, то они и в дальнейшем будут убивать друг друга, пока один из них не воздаст добром за зло и не порвет заколдованного круга. Но посевы семян добра, которые требуется самим взрастить и собрать, эволюционные идеи мира, как магниты, рассыпаются в определенных частях света согласно Космическому плану эволюции. В этих же частях света происходит и воплощение людей, способных воспринять эти идеи.

Давно уже Россия намечена как плацдарм для дальнейшего Космического продвижения человечества. Ей суждено меньше пострадать при очередных катаклизмах. В Россию и на русском языке дано Учение Живой Этики, в России же оно получило наибольшее распространение. И то, что Иванов до сих пор убивает Петрова, а Петров «мстит» ему за это тем же, имеет второстепенное значение. Из-за этого План Владык, составленный на основе Космических Законов, не подлежит пересмотру. В силе остается и призыв: «Помогите строить Мою страну». В свое время еще Вивекананда указывал на Россию, как на страну Будущего, и наметил его признаки. Не может человек из первобытного состояния шагнуть в Космическую Жизнь, как не может осознать Космической Справедливости человек, судорожно цепляющийся за свой бумажник. Между тем, в предуказанном и ожидаемом переустройстве жизни первая же попытка перераспределения материальных благ вызвала ожесточенное сопротивление. Почему это так случилось, мы будем рассматривать не раз по ходу разбора отдельных положений Агни Йоги. Сейчас же подчеркнем со всей определенностью, что новое Учение, данное широко всему миру, в первую очередь имело в виду Россию. И не какую-нибудь отвлеченную Россию далекого будущего, но, именно, ту, которая начала в 1917 году Новую Эру в жизни человечества и продолжает начатое, не взирая на все видимые отклонения и неудачи. Слишком велики были жертвы революции, гражданской войны, второй мировой войны, и наконец, внутреннего террора, чтобы их перечеркнуть и начать строительство в другом месте, если бы это было возможно. Но кратки сроки, долго велась подготовка и не может быть нарушено Космическое Веление. Именно, последнее играет решающую роль. И в то время, когда на Земле ведутся споры между политическими партиями, решаются судьбы планеты и народов совсем в другом плане. Очередная ступень эволюции — Космическая. И в первую очередь — Космическое сознание. К нему-то и готовит людей Учение Живой Этики или Агни Йога.

Но вернемся к первой книге Учения «Листы Сада Мории». Она во многом отличается от последующих. Во-первых, в своем названии она раскрывает Имя Учителя. В дальнейших книгах, как в заголовке, так и в самом тексте употреблялась только одна буква «М». Во-вторых, в ней указаны точные даты получения сообщений. В-третьих, она сильно отличается от остальных по стилю. Стиль больше напоминает манеру изложения Николая Константиновича, чем Елены Ивановны. В-четвертых, в Книге много личных обращений во множественном числе и все они обращены к членам семьи Рерихов. Это дает повод предполагать, что при приеме или присутствовали, или имелись ввиду все четверо Рерихов. Такое предположение подтверждается следующими строчками из письма Рериха Шибаеву от 25 июня 1921 года: «Вы уже знаете, что Аллал Минг — Это Мастер Мория. Он руководит мною и моей семьей». Характерны слова Учения: «Карма важна, но еще важнее избрание. Карма только условие избрания, но только избранный поручение несет». (ЛСМ, ч. 1, стр. 81). О том же, кто был избран, достаточно ясно говорят уже цитированные слова: «Четыре стража, кубок Архангела храните. Наполнен вином Новым явленный вам ковчег. Устам времен Я заповедал привести вас на путь Мой». (ЛСМ, кн. 1,1922, май 25.) Ввиду того, что ко времени приема Первой книги Николай Константинович имел большую практику в письме, его стиль письма и давал себя знать при изложении принятого. У Елены Ивановны выявлялся стиль постепенно и стал вполне самостоятельным начиная с Книги «Агни Йога». Вообще «Агни Йога» — качественно новая страница Учения. Она дана уже после Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов и учитывает как ее результаты, так и полное раскрытие центров у Елены Ивановны. К этому времени окончательно определился и метод подачи Учения отдельными параграфами, каждый из которых заключает в себе одну или несколько смежных мыслей. В первых книгах этого еще нет, что, конечно, ни мало не умаляет их значения. Наоборот, в Первой Книге в очень зашифрованном, символическом виде, дается кратко уже почти вся проблематика, которая в дальнейшем развертывается на многих страницах, приобретая конкретность и нужный для современности язык изложения. Первая Книга облечена в одежды духовности, ближе всего присущие Рерихам, из чего следует, что она предназначалась в основном для них. Это начальная, но необходимая ступень восхождения, ступень, на которой дается очень много, так как должны быть зажжены все огни. Многие просто не способны понять Первую Книгу, а для многих она будет неприемлемой из-за ее языка, насыщенного словами Бог, Владыко, Христос и выражениями высокой любви и духовности. В книге встречаются некоторые обращения, ранее употребленные Рерихом в своих стихах. Например: «Мой ученик, позванный трижды, неси Слово Мое в творениях счастливых на радость сердец мира. Ловец, иди победителем», (кн. 1, 1921, июль 10.). Многие строки прямо напоминают стихотворения из книги «Цветы Мории». Например, «...Не уйди, явленный Владыко! Не покинь Ты нашего Сада! Звездами путь Твой украшен. Я найду по ним след Твой. За Тобою пойду, мой Владыко! Если солнце земное сметет Твои звездные знаки, призову вихри и волны, пусть закроют солнце земное! Что в нем? Если оно смело Твои звездные знаки», (кн. 1, 1921, сент. 4.). Этот отрывок говорит не об обращении Учителя к ученику, а ученика к Учителю и напоминает своего рода заклинания, утверждения своей преданности, столь часто употребляемые Рерихом в своих стихах.

Имеются в Книге и Указания на чисто человеческие качества, требующие преодоления, на кармические препятствия учеников. Например: «Не надо, чуть Учитель скажет неприятное, волноваться: ученик радуется каждой вести. Думай о духовном руководительстве одного Учителя», (кн. 1, 1921, окт. 5.), или: «Мои друзья, пройдите скорее первые ступени и, чистые, восходите во славу родины; и если Я предложу вам золото, монеты, цветы и камни,— уклонитесь» (кн. 1, 1921, март 1.) и еще: «Друзья, у Нас готовы ответы, но пусть протекает река Кармы — запруда часто грозит наводнением». (кн. 1, 1921, авг. 1.)

О качествах, которые необходимо в себе выработать ученику, говорится в Первой Книге очень много и хотя эти обращения, главным образом, касаются непосредственно Рерихов, их, конечно, необходимо усвоить каждому, вступающему на путь служения. Вот почему Книга с неизменной пользой предназначена и для других. Но было бы громадной ошибкой считать, что, именно, с этой Книги следует начинать изучение Живой Этики. Первой она является только для самих Рерихов, прошедших уже длинный подготовительный путь и хорошо знающих смысл стихов «Священные Знаки», «Благословенному», «Мальчику» и «Ловцу, входящему в лес». Например, как понять такую запись в Первой Книге? «Сурово начинаете светлое дело, но свет знамени Моего осенит вас и направит на путь явления Правды Моей. Умейте начать. Учитель умеет послать вам щит. Тут Я чую удачу, которая сопровождает исполнение Воли Моей. И перстнем Соломона Свидетельствую и Знаменую. Я дал, Я даю, Я дам. Не по ничтожеству, но по славе явите рвение». (кн. 1, 1921, ноябрь 14.) Можно, конечно, принять это на счет какого-либо собственного начинания, но если знать, что в это время Рерих начал организацию просветительных учреждений в Америке по указанию Учителя, то не останется сомнений, о чем конкретно идет речь. Вообще, конкретность Первой Книги раскрывается только при сопоставлении её с жизнью и деятельностью самих Рерихов. Вот отрывок из письма Шибаеву от 25 июля 1921 года: «Теперь Его (Учителя — П. Б.) послание мне — ввести духовность в искусство Америки, основать школу искусства имени Мастера и основать общество «Пылающее Сердце». Общество уже основано. Школа, Бог даст, будет открыта осенью. А духовность моего искусства здесь глубоко понята и намечается много учеников и последователей. Затем мы должны ехать в Индию, в Адъяр, где надеюсь встретиться с Вами. Теперь, будьте добры, передайте м-ме Безант (и Вадия), что мы идем тем же путем и работаем во имя того же. Расскажите ей о делах, мне порученных, о том, что уже сделано, передайте проспекты «Пылающего Сердца» и просто сообщите ей перевод этого письма, ибо здесь тайны не должно быть и для нее вообще нет тайн. Вы знаете, как мы чтим Блаватскую и ее преемницу Безант». Это письмо свидетельствует о тесной связи американских дел с записью в Первой Книге. Оно же показывает нам, что вслед за Америкой Рерих намеревался посетить Индию и первоначально предполагал наладить тесные связи с теософским обществом. Поскольку мы коснулись этой темы, то остановимся на ней подробнее. Рерихи отчасти подходили к Востоку через теософию, а вернее сказать, через Блаватскую. Теософом был и Шибаев. В архиве последнего, оставленном им в Риге, имеется членский билет лондонского теософического общества, подписанный самой Безант. Находясь в Лондоне, Рерихи имели связь с теософскими кругами и, очевидно, сильно рассчитывали на их поддержку И даже на прямое участие. Рерих искренне верил, что теософы поймут его миссию и хотя бы отчасти присоединятся к ней. В письме от 22 июня 1922 года он пишет Шибаеву: «...Вчера получил Ваше письмо, а вечером был дан Указ. Из него Вы видите, что ложу надо сохранить при Адъяре, что в России ложа займет особое место. Нужны новые элементы. Надо обновлять оперение благих стрел — значит будут битвы и придется отстаивать дело Учителя». А вот и сам Указ, полученный 21 июня: «Ложу сохраните при Адъяре. Дам особое указание на Россию! Новые, новые, новые соберутся. Считайте друзей. Намечайте врата будущего входа. Оперение обновляйте. Стрелы поникают бессильно. Учитесь летать».



Текущее время: 07:15. Часовой пояс GMT +3.


Agni-Yoga Top Sites

Рейтинг@Mail.ru

Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2017, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot