PDA

Просмотр полной версии : Борис Смирнов-Русецкий


Рунгуна
21.01.2017, 18:12
"Несущий свет через искусство"

"Художник мечтою творит, создавая бессмертные
произведения искусства, эти высшие ценности духа.
Светоносная мечта и творческое воображение
идут рука об руку с огненной жизнью духа".
(ГАЙ 1969:534)

http://s019.radikal.ru/i617/1701/fa/a8dad0419878.png (http://radikal.ru)

Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий
(21 .01.1905 — 7.08.1993)

Русский художник, учёный, писатель, общественный деятель.
Член группы художников-космистов «Амаравелла».

Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий родился 21 января 1905г. в Санкт-Петербурге. В 1917г. вместе с семьей переезжает в Москву.

В юности испытал сильное духовное влияние со стороны дяди, искусствоведа А. П. Иванова, познакомившего племянника с художниками «Мира искусства» и «Бубнового валета». В пятнадцать-шестнадцать лет он уже самостоятельно стремился осмыслить мир.

В библиотеке стрелковой школы, где Борис начал учиться, было немало замечательных книг. Там он впервые прочел книги о художнике и философе Н.К. Рерихе, о художнике Чюрленисе. Борису Алексеевичу тогда было всего 14 лет. «С той поры Рерих и Чюрленис оставались неизменными спутниками моей жизни», – вспоминал позже Борис Алексеевич. Они оказали огромное влияние на всё творчество художника и учёного. Особенно Николай Рерих.

Вначале это было знакомство с творчеством великого мастера и восхищение его картинами. Далее – знакомство с жизненным кредо, глубокое понимание основ бытия, так близкое самому Смирнову-Русецкому. Понимание высокой миссии искусства, а главное – культуры Духа, нравственного начала в человеке и Космосе, олицетворением которого и являлся сам Николай Константинович. И не удивительно, что Н.К.Рерих стал для Бориса Учителем жизни.

Немалую роль в этом сыграли и рассказы дяди (А. П. Иванова) о Н. К. Рерихе, которого он близко знал. Именно это знакомство облегчило встречу с Н. К. Рерихом в 1926 г., когда он был проездом в Москве.

Борис Алексеевич пишет: «С замиранием сердца поднимался я по лестнице Большой Московской гостиницы, где остановился Николай Константинович. Постучался, дверь открыл Юрий Николаевич. Меня пригласили войти в маленькую приемную комнату... Рассказы об Индии Елены Ивановны Рерих, державшейся просто и непринужденно, были очень увлекательны, и я не заметил, как неожиданно вошел Николай Константинович. Одетый в прекрасный светло-серый костюм, с гладко обритой головой, спокойный, собранный, он скорее напоминал путешественника, ученого или делового человека, чем художника. Но его глубокие синие глаза смотрели проникновенно, ласково, и сразу можно было понять, что это не только художник с мировым именем, но поэт, собравший богатую жатву восточной мудрости».

Все последующие годы Борис Алексеевич искал встреч с людьми, знавшими Николая Константиновича, разделявшими духовные убеждения Великого мастера и любившими его творчество. Он был близко знаком с его родственниками и родственниками его жены Елены Ивановны, хорошо знал сыновей – Юрия Николаевича и Святослава Николаевича.

На 84-ом году своей жизни Смирнов-Русецкий писал в своём дневнике о Н.К.Рерихе: «…снова такое чувство любви, близости и родственного единства. Это так трудно выразимо, но весь мир, в котором жили Николай Константинович и Елена Ивановна, это мой мир, мир моего детства, юности, мир мечтаний и надежд, а теперь и мир совершений, продолжающих традиции и духовные искания».

Несомненно, не случайна была и встреча Бориса 22 октября 1922 года с Петром Петровичем Фатеевым. Он занимался тем, что сейчас зовут «философской живописью», сам же Фатеев свою живопись называл «интуитивной».

Эта встреча привела впоследствии к образованию объединения «Амаравелла», куда вошли такие же ищущие и размышляющие над смыслом жизни художники.

В 1923 г. четыре художника - Петр Фатеев, Вера Пшесецкая (Руна), Александр Сардан и Борис Смирнов-Русецкий - образовали группу "Квадрига". Позднее к ним присоединились Сергей Шиголев и Виктор Черноволенко, и в 1927 г., по предложению Н.К.Рериха, объединение стало называться необычным и красивым именем «Амаравелла». Это слово можно перевести с санскрита как «берег бессмертия», «ростки бессмертия» или «обитель бессмертных».

Для членов группы «Амаравелла» главное – глубина и высота духовного содержания произведения искусства, через которое они несут Свет – знание и истину. Их задача не разрушать, а продолжить лучшие традиции искусства. Они говорят, что их искусство интуитивное, а не продукт интеллекта, не формальные поиски. В поисках истоков творчества художники впервые обращаются к художественному освоению Космоса, причём не только физического, предметного мира Космоса, но той, философски осмысленной, разумной одухотворённости, которая разлита, по их мнению, и во Вселенной, и в земном пейзаже, и в душе человека.

http://s015.radikal.ru/i332/1701/5c/f14c22623d44.png (http://radikal.ru)

Рунгуна
21.01.2017, 18:16
Языком их живописи были выражены идеи Фёдорова и Циолковского, Вернадского и Чижевского. Стирались границы Земли и Космоса, находя Космос на Земле и земное, одухотворённое – в Космосе. Снимались границы между жизнью и смертью – все они верили, что частица человека – его Дух – бессмертен, верили в жизнь после смерти тела в иных мирах. Отсюда необычайный оптимизм творчества, отношение к личности, к человеку как главной ценности, вопреки страшным гримасам современности, обесценивающим человеческую жизнь. Поэтому художник умел любоваться жизнью во всех ее извивах и выстраивать их в гармоничную цепь, благодарить жизнь за любую малую возможность приобщиться к прекрасному.

http://s020.radikal.ru/i706/1701/cd/064949881694.png (http://radikal.ru)

Рунгуна
21.01.2017, 18:19
В том же 1927 г., когда возникло объединение Амаравелла», в Нью-Йорке в художественном центре «Corona Mundi» прошла их выставка под следующум манифестом.

"Манифест группы художников-космистов "Амаравелла":

1. Произведение искусства должно само говорить за себя человеку, который в состоянии услышать его речь.

2. Научить этому нельзя.

3. Сила впечатления и убедительности произведения зависит от глубины проникновения в первоисточник творческого импульса и внутренней значимости этого источника.

4. Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов космоса - в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира.

5. В стремлении к этой цели элемент технического оформления является второстепенный, не претендуя на самодовлеющее значение.

6. Поэтому восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания - тогда их мысль будет достигнута".

В 1928 году вместе с другими художниками «Амаравеллы» экспонировал свои произведения в Чикаго. В 1929 г. принял участие в 6-й выставке группы художников «Жизнь - Творчество» (Москва).

При первой же встречи Николай Константинович дал членам группы одну из книг философского учения Живая Этика. Книги Учения стали насущными, стали любимыми. Знакомство с идеями Н.К. Рериха вызвало у художников стремление к действенному претворению их в жизнь, и эти стремления находили отражение в их творчестве.

На полотнах Бориса Алексеевича отражается музыка Красоты мироздания, торжества жизни, устремлённость и вера в великое предначертание человечества, в его космическое будущее.

http://s009.radikal.ru/i307/1701/8e/ad4c1bb2cb54.png (http://radikal.ru)

Рунгуна
21.01.2017, 18:23
Борис Алексеевич говорил: «Русский символизм – миросозерцание, близкое Живой Этике. Наиболее глубокое идёт от символа… Символ – это через земное представление выразить надземное…, через внешние формы искусства раскрыть более глубокое, бесконечное…, через преходящее – вечное».

http://s019.radikal.ru/i614/1701/68/19600ba7ebbf.png (http://radikal.ru)

Цикл «Прозрачность» - один из наиболее полно художественно разработанных, глубоко философски осмысленных циклов художника. Он включает в себя более 260 картин и не меньше этюдов. Тема «прозрачности» не была преходящей для художника, верного последователя философских идей Рерихов. Художник был верен им всю жизнь и наиболее ярко выразил их в этом цикле. Идея двоемирия составляла стержень его мировоззрения - мы жители не только земли, но и Космоса. Рядом с Миром видимым, земным существует мир более тонких материй и более высоких энергий…

http://s011.radikal.ru/i318/1701/de/525168d47537.png (http://radikal.ru)

Рунгуна
21.01.2017, 18:27
О двоемирии говорил Платон, эту идею развивал и философ Николай Бердяев.
Тема прозрачности двоемирия звучала и в поэзии Вячеслава Иванова:
Прозрачность! Воздушною лаской
Ты спишь на челе Джоконды…
Прозрачность! Божественной маской
Ты реешь в улыбке Джоконды...
Прозрачность! Улыбчивой сказкой
Соделай видения жизни…

http://i026.radikal.ru/1701/93/9939f1b9181b.png (http://radikal.ru)

Рунгуна
21.01.2017, 18:32
1941 год. Третий день войны. Вечерний институт. После приема экзаменов у студентов, доцента Смирнова-Русецкого тихо, без огласки арестовывают и увозят люди в штатском. Он получил десять лет исправительно-трудовых лагерей за «антисоветскую пропаганду» и «связь с русским эмигрантом Рерихом Н. К.».

Далее следует более чем 15-летнее пребывание в Гулаге и ссылке.
Сначала Борис Алексеевич оказался в Бутырской тюрьме – этой «академии» Гулага.
«Основное ощущение при этом, – вспоминал Смирнов-Русецкий, – было чувство утраты человеческой личности: я стал номером, и это чувство длилось 10 лет, а потом от него долго ещё трудно было избавиться. Это была жизнь в полном бесправии, на положении подопытного животного, с которым в любой момент могут сделать всё, что угодно».
В эти годы, даже тогда, когда страна задыхалась в тисках войны, Гулаг пожирал в своём ненасытном чреве миллионы и миллионы жертв, разбухая и уничтожая тех, кто уже не вмещался в него.

«Пять суток в страшной жаре, на голых нарах, в вагонах из под угля, пыль от которых въедалась в тело, ехали до Саратова».
В знаменитой на весь Гулаг, страшной саратовской тюрьме, где погибла не одна тысяча безвинно осуждённых, в жесточайших условиях летом в «атмосфере бани», зимой в промозглом холоде, Борис Алексеевич пробыл, дожидаясь приговора, восемь месяцев. Многие не выдерживали. В 1942 году здесь погиб всемирно известный советский генетик Николай Иванович Вавилов.

Потом Борис Алексеевич оказался в лагере на Волге – на деревообрабатывающем заводе. Здесь было ещё труднее – барак на 200-300 человек. Нары, матрас, грязная истрёпанная телогрейка, ботинки, галоши – вот и всё имущество зека. Истощённого, еле державшегося на ногах (Борис Алексеевич никогда не отличался атлетическим сложением), его вынуждены были поставить учётчиком в бригаду малолетних преступников, сколачивающих ящики для гранат. Но ребята уже сделанные ящики воровали и приходили сдавать повторно. Потом ещё лагеря, ссылки – Челябинск, Свердловск, Новосибирск, Иркутск, Чита, Тахтамыгда, Макинск в Северном Казахстане.

Бориса Алексеевича от голода, холода, инфекции спасало знание Агни Йоги, Живой Этики. «У меня была такая дистрофия, что с трудом мог производить арифметические действия. Собирал травы, ел лебеду, и это меня поддерживало. Но то, что я выжил, было результатом моих моральных установок».

Он принимал судьбу, как она есть, на допросах держался лояльно и заботился лишь об одном, как бы лишним словом не вовлечь в эту беду своих друзей по «Амаравелле» и родственников. Ни озлобленности, ни безверия, ни страха.
Далее условия содержания стали более лояльными.
10 лет провел Борис Алексеевич в ГУЛАГе и 5 лет в ссылке.

В годы заключений ему помогла также профессия металловеда, что позволяла заключенному работать в так называемой «шарашке», где был более мягкий режим. В таких шарашках работали С.П.Королев и многие другие замечательные ученые советского времени.

Из всего можно извлечь полезное. Очень важным оказался контакт с совершенно иным окружением. Происходило более широкое и глубокое постижение человеческой природы. Сердечная забота и участие среди этого гнетущего, полного жестокостей существования исходили не от интеллигенции, а от простых людей. Это был большой урок жизни.

Помня слова Архипа Ивановича Куинджи о том, что настоящий художник будет рисовать, даже если его засадят в тюрьму, Борис Алексеевич начал понемногу брать в руки карандаш: на небольших клочках бумаги, огрызками карандашей он делал портреты, пейзажи. Пейзажи тех гулаговских лет, особенно циклов «Боровое», «Алтай», художник продолжал разрабатывать и в 1980-90-е годы.

Мощь таланта, заряд духовности, полученный в начале жизни, были столь велики, что помогали выживать, пробиваясь через толщу этой безликой, давящей действительности. Творчество…только оно давало силы жить!

http://s019.radikal.ru/i635/1701/48/e64593ce3742.png (http://radikal.ru)

Рунгуна
21.01.2017, 18:36
Документ о реабилитации Борис Алексеевич получил в 1956 году.
Вскоре вернулся в Москву и устроился на работу в лабораторию сварки Института металлургии АН СССР им. А. А. Байкова.
Медленно налаживалась жизнь. Научная работа (исследование структуры металлов) позволяла не только зарабатывать на жизнь, но, как всякое творчество, увлекала.
В 1962 году он защитил кандидатскую диссертацию и начал работать над докторской. Однако несмотря на увлечённость научным творчеством, всё свободное время он по-прежнему отдавал своей музе – живописи.

Дружеские и духовные связи с группой «Амаравелла» остались крепкими и творческие встречи продолжались.
Летом 1957 года произошло очень важное для Смирнова-Русецкого событие – встреча с Юрием Николаевичем Рерихом, незадолго до того вернувшегося на родину. Он рассказал об уходе Николая Константиновича Рериха в 1947 году, переезде Елены Ивановны и Юрия Николаевича в Дарджилинг, где в 1955 году Елена Ивановна скончалась, завещав сыну непременно вернуться в СССР. «С огромной радостью воспринимал он Родину; в общении с ним я по-новому увидел советскую жизнь и постоянно учился тому глубокому патриотизму, что сохранился в семье Рерих».

Борис Алексеевич вспоминал: «В его доме царила чудесная старая атмосфера гостеприимства, радушия, внимания и теплоты. Важнейшая задача, которую поставил себе Юрий Николаевич возвращение на Родину картин отца, Николая Константиновича Рериха, и приобщение его творчества к русской культуре. Открытие долгожданной выставки Николая Константиновича стала событием огромного значения. Длинные очереди стояли на улице, залы были постоянно полны, и Юрий Николаевич испытывал большую радость от сознания выполнения миссии».

Очень быстро встречи Смирнова-Русецкого со старшим сыном Н.К.Рериха стали регулярными. Неоднократно Юрий Николаевич бывал дома у Бориса Алексеевича, познакомился с его творчеством. Борис Алексеевич помогал Юрию Николаевичу на самых первых порах его пребывания на Родине, помогал с организацией выставок работ Николая Константиновича в Москве, сам развешивал картины, работал над каталогом.
Помимо организации выставок, с участием Смирнова-Русецкого была подготовлена и частичная публикация «Листов дневника» Н.К.Рериха в журнале «Октябрь» за 1959 год.

Юрий Николаевич также никогда не отказывал друзьям в помощи, если это было необходимо. Так, в январе 1960 года он подготовил за подписью учёных-востоковедов письмо на имя директора Дома учёных с просьбой организовать выставку учёного и художника Б.А. Смирнова-Русецкого.

Первое участие Смирнова-Русецкого в официальных выставках после почти 20-ти летнего молчания состоялось в период оттепели. Далее последовало огромное количество предложений из разных регионов страны.

Шестидесятые годы, названные «оттепелью», ознаменовались общим творческим всплеском в стране. Группа «Амаравелла» пополнилась новыми членами братства художников, разделяющих идеи Живой Этики. А Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий начал новый виток творческого обновления.

Бориса Алексеевича всегда тянуло к родному Северу, в Карелию и Прибалтику.


http://s019.radikal.ru/i638/1701/8d/4e1d0723c9f9.png (http://radikal.ru)

Рунгуна
21.01.2017, 18:37
Он часто бывал в местах, где писал свои полотна Николай Константинович Рерих. Трудно передать всю величественную красоту и очарование тех мест. Около ста пятидесяти картин создано Смирновым-Русецким к серии «Север».

Он писал: «Николай Константинович Рерих говорил: есть на земном шаре места, где заложены особые духовные магниты. В этих местах легче творится, легче раскрывается самосознание. Таким местом для меня стала Псковщина. В моём творчестве это срединная земля. Её я отождествляю с понятием РОССИЯ. Эти неброские сосновые боры, голубой лён, приветливые, полные достоинства люди – проявление русского духа… Псковщина для меня – самое близкое, самое любимое»

http://s020.radikal.ru/i723/1701/96/01639062cdd1.png (http://radikal.ru)

Рунгуна
21.01.2017, 18:39
В мае 1960 года из Индии приехал с выставкой своих картин Святослав Николаевич Рерих. Юрий Николаевич и группа «Амаравелла» с нетерпением ждали этого события. Многолетнее знакомство и сотрудничество с ним для Бориса Алексеевича также были необычайно важны.

В течение всей жизни Борис Алексеевич находился под сенью семьи Рерих. Если в 20-е годы он был в поле духовного влияния Николая Константиновича, в 60-е – Юрия Николаевича, то в 70-80-е – Святослава Николаевича Рериха. Философские идеи Рерихов оказали огромное влияние на художественное творчество художника.

http://s002.radikal.ru/i198/1701/37/5d4e4aa6c3dc.png (http://radikal.ru)

Рунгуна
21.01.2017, 18:41
Смирнов-Русецкий, также как и его Учитель жизни Николай Константинович Рерих, – художник-философ. Это нашло отражение в тематике и названиях многих картин.
Одной из таких тем была тема пути человека в земной плотной и тонкой жизни. Как много хотел выразить художник уходящей вдаль дорогой!
Он не раз вспоминал слова Н.К.Рериха: «Я путником могу пройти по всей земле, но огонёк должен гореть дома, в России».

Он предполагал создать цикл «Путь».
Сначала путь очень узкий, мрачный, потом светлый – к горам, долинам. Многое предстоит испытать на этом пути, потому что путь к Свету, Истине лежит через крест, и избежать этого нельзя. Художественными средствами пытался он выразить мучившее его вечные вопросы бытия, творчества, цели и места человека в мире.

http://s45.radikal.ru/i107/1701/87/6f40d46127ff.png (http://radikal.ru)

Рунгуна
21.01.2017, 18:45
Художник нашёл свой путь к Беспредельности.
На призыв Рерихов он ответил попыткой художественно освоить неисчерпаемость мира.

«Дельно ли говорить о Беспредельности, если она не досягаема? Но ведь она есть; и каждое великое, если оно даже незримо, то всё же оно заставляет обдумать пути к нему. Также и теперь нужно обдумывать пути к Беспредельности, ибо она есть и она ужасна, если она не осмысленна», – написано в книге «Беспредельность».

Беспредельность Смирнова-Русецкого не страшна, не ужасна. Она стала созвучным душе художника образом и передана людям через полотна. Космос художника не был скопирован с фотографий, снятых космическими аппаратами, здесь художник силой воображения приближал к Земле, к человеку далёкие миры. Ему удалось создать в своих произведениях зримый образ Беспредельности, связать земные пейзажи с бесконечным космосом.

В его картинах «Природа словно застигнута в миг высшего озарения. Она размышляет о чем-то сущностном, заповедном. Все преходящее уже изжито, отринуто. Волны чистоты и прозрачности идут через леса, звезды. Мир просматривается насквозь - до своих первосущностных глубин. Он торжественен как музыка Баха. В нем не осталось ни одного темного уголка - все заполнено светом несказанным».

http://s020.radikal.ru/i717/1701/4f/df35adca26a4.png (http://radikal.ru) http://s019.radikal.ru/i623/1701/72/c3433d0ad49a.png (http://radikal.ru)

Рунгуна
21.01.2017, 18:47
Своим творчеством художник утверждал, что человек может и должен жить в Космосе, может осознать Беспредельность, где он «свободен в волшебных мирах». Он говорил, что Бесконечность и конечность сходятся в Человеке и для него «скучные песни земли уже не могут заменить «звуков небес», «он уходит всё дальше» в просторы Вселенной.

http://s019.radikal.ru/i600/1701/77/039a76c590fd.png (http://radikal.ru)

Рунгуна
21.01.2017, 18:50
Весь цикл «Космос» включает около 160 работ. Каким-то непостижимым образом художнику удавалось достигать живого свечения звёзд и световых шлейфов даже на фоне подсвеченного у горизонта неба. Гармоничные переходы тёмных и светлых тональностей синего, лилового и зелёных цветов, от глубоких тёмных тонов небесного пространства к светлой тональности ауры звёзд, заставляют звёзды мерцать яркими огоньками, а построение их скоплений в форме то неправильных ромбов, то многоугольников, то овалов создают впечатление удивительного звёздного сада («Звёздный сад»).

http://s016.radikal.ru/i334/1701/6d/ea6c7f709d29.png (http://radikal.ru)

http://s018.radikal.ru/i518/1701/80/3f24714b260e.png (http://radikal.ru)

Рунгуна
21.01.2017, 18:51
Картины не только смотришь, но и слушаешь – Звучит гимн беспредельности. Проникновенным взглядом художник видел «над собой алмазных рун чертёж», как сказал духовно близкий ему поэт Максимилиан Волошин, – вот почему звёздная Вселенная на картинах Смирнова-Русецкого – «не хаос, не скопленье звёзд», а гармоничный, живой, одухотворённый организм.

http://s011.radikal.ru/i317/1701/f9/5dc5e341380c.png (http://radikal.ru)

Рунгуна
21.01.2017, 18:53
Свечение космического пространства, как бы перетекающее в свечение земных форм, создаёт ощущение объятия Земли живительным светом Космоса. Тема органической связи Земли и земного бытия с Космосом проходит через многие произведения цикла. Эта тонкая одушевлённая связь ощутима не всегда и не всеми. В суете повседневности, шуме городов она легко нарушается. Но на природе, в глубокой тишине ночи, художник ищет и находит эту связь с великим Космосом. И как известный поэт-символист Максимилиан Волошин, может сказать:
«И день и ночь на берегу
Я бесконечность стерегу…»


http://s019.radikal.ru/i604/1701/67/5cb205206999.png (http://radikal.ru)

Рунгуна
21.01.2017, 18:55
В отличие от других циклов, которые начинались и заканчивались в течение нескольких лет, или художник возвращался к ним время от времени, оставляя иногда на годы, над циклами «Космос», «Прозрачность» и «Север» Смирнов-Русецкий работал постоянно.
Структура и архитектоника космоса, проблемы его происхождения и динамика развития всегда живо интересовали Смирнова-Русецкого и как учёного, и как художника. Он постоянно интересовался научными исследованиями в области космоса, новыми открытиями в астрономии; внимательно рассматривал фотоснимки Земли других планет, созвездий, туманностей, сделанные из космоса. У него не пропадал интерес к проблеме НЛО.
Всё это претворялось в удивительные образы на картинах.


http://s018.radikal.ru/i523/1701/1b/9b84ce3c1d69.png (http://radikal.ru)

http://s020.radikal.ru/i717/1701/de/5e19bdcdcf78.png (http://radikal.ru)

Рунгуна
21.01.2017, 18:59
Кроме того, тема космоса как лейтмотив звучит во всех произведениях разных циклов: будь это северный пейзаж с одиноко стоящей старинной церквушкой, или горные вершины, или, может быть, радуга мостом перекинувшаяся во Вселенной – всё это зримые, многообразные формы бытия, часть мироздания.

http://s019.radikal.ru/i630/1701/61/95c4125ad27d.png (http://radikal.ru)

http://i013.radikal.ru/1701/cb/c62870d07d97.png (http://radikal.ru)

Рунгуна
21.01.2017, 19:02
Полотна музыкальны. Борису Алексеевичу удаются своеобразные картины-метафоры, где в одном образном ряду сополагаются разномасштабные явления. Такова серия работ, посвящённая одуванчикам. Это земные цветы или космические туманности? Образу сознательно даётся двойной смысл.

http://s019.radikal.ru/i626/1701/5e/5dc20489c84f.png (http://radikal.ru)

http://s008.radikal.ru/i304/1701/04/f0bfafa92b1a.png (http://radikal.ru)

Рунгуна
21.01.2017, 19:06
Еще одна из тем творчества художника – Алтай – величественная природа мест, где когда-то работал Учитель его жизни, где побывала Экспедиция Рерихов.

Алтай сразу вошёл в его душу, он почувствовал его и работал легко и с увлечением. Ритмика горных цепей рождает ощущение полёта, временного изменения, зритель будто парит в бесстрастном и чистом надмирном пространстве. Смирнов-Русецкий писал: «Этот цикл наиболее близок по духу к искусству Рериха индийского периода, я посвятил его памяти Учителя, который на протяжении всего моего пути неизменно светил и вдохновлял огненным горением своего творчества».

http://s019.radikal.ru/i643/1701/98/33a3d71e64ae.png (http://radikal.ru)


http://i079.radikal.ru/1701/ca/5fb584022d37.png (http://radikal.ru)

Озабоченность состоянием культуры Алтая, проблемой сохранения памятников материальной и духовной культуры красной нитью пройдёт через всю оставшуюся жизнь художника. Он будет хлопотать о создании музея, связанного с творчеством Рериха на Алтае и в Изваре, о сохранении архитектурных памятников на Валааме, о пополнении Звенигородского музея-заповедника и картинной галереи в Новосибирске и Барнауле…

Рунгуна
21.01.2017, 19:08
В 80-е годы вокруг него собралась небольшая группа людей, с которыми он обсуждал художественное и философское наследие Рерихов, изучал Живую Этику и древние философские учения Востока, делился собственным духовным опытом. Позже эта деятельность нашла более широкое воплощение – Смирнов-Русецкий организовал московское Рериховское общество и стал его первым председателем. Расширились его связи с членами Рериховских обществ Прибалтики, Киева, Новосибирска, Алтая.
С лекциями о жизни и творчества Н.К. Рериха Борис Алексеевич выступает во многих городах СССР. Встречи, встречи, встречи… Создание новых картин...
Многочисленные выставки…. Собственные и группы «Амаравелла».
Интерес к творчеству художника и группе «Амаравелла» неуклонно растёт. Оно вливается, наконец, в общее широкое русло русской культуры, перестаёт быть изгоем, широко освещается печатью.

Несмотря на годы, творчество переполняет его, мысль становится всё яснее и яснее. Неизменно бодр, подтянут, радостен. Внутренняя организованность и духовная дисциплина позволяли художнику в преклонном возрасте работать в полную силу своего таланта.

http://s41.radikal.ru/i091/1701/af/34a38908fb21.png (http://radikal.ru)

Рунгуна
21.01.2017, 19:14
На своё 80-мидесятилетие он говорит: «Подводя некоторые итоги жизни, я мог бы сказать, что у меня столько тем, замыслов, что можно работать ещё 80 лет. Но дело не в количестве, но в том, чтобы зрители почувствовали то, что Вы здесь почувствовали. Степень совершенства, конечно, относительна… Соприкосновение с Красотой происходит всюду. Всё дело в том, чтобы суметь это принять. То, что сказал Достоевский: «Красота спасёт мир», Рерих дополнил: «Осознанная красота спасёт мир». Красота неосознанная пропадает для тех людей, что не успели её осознать. И произведение искусства должно говорить человеку, способному принять его, – это принцип сопереживания. Не просто искусство – как информация, а сопереживание… Я пытался исключить тёмные силы из своих картин. Человечество должно видеть светлые маяки. Болезнь планеты должны лечить человеческая Красота и Добро. Варварские разрушения – это не только войны. Разрушения временем и разрушения злобой и невежеством – это самое страшное.
Есть ли человек в моих картинах? Я думаю так, что высшее начало есть в человеке, и несомненно, человек должен был бы присутствовать. Но гармония его так глубоко запрятана, что её трудно выделить. Гармония природы в том, что она выполняет все свои функции. Единственное существо со свободной волей – человек, но его воля часто вносит дисгармонию в природу и потому человек не всегда заслуживает, чтобы его помещали в гармоничную природу. И ещё: современная одежда так негармонична, что не вписывается в одухотворённый пейзаж. Зримое присутствие человека не оправдано в нём. Тем не менее, человек здесь есть – его духовным, а не физическим началом».

Творчество художника-символиста Смирнова-Русецкого,как и его друзей из группы «Амаравела» вошло в третье тысячелетие как живописная параллель идеям русского космизма. Своими работами художник внёс ощутимый вклад в возрождение духовности России, измученной социальными и духовными катастрофами.

http://s015.radikal.ru/i332/1701/2e/5f28120ea3d5.png (http://radikal.ru)


http://s018.radikal.ru/i511/1701/39/74fbb87b5380.png (http://radikal.ru)


http://s12.radikal.ru/i185/1701/8a/b2fefc71cac7.png (http://radikal.ru)

Рунгуна
21.01.2017, 19:21
Работы Смирнова-Русецкого разошлись по всему миру. Они находятся в музеях и частных коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы, Печоры, Пскова, Нукуса, Стокгольма и др. многих городах. Однако критическое отношение к своему творчеству, чувство неудовлетворённости, так свойственное истинному творцу, не покидает Бориса Алексеевича, несмотря на всё возрастающий успех и признание.

Он пишет: «Постоянно остаётся чувство глубокого несовершенства, и подчас мне просто стыдно, что так много внимания и почестей мне оказывается». Планка его требований к себе и результатам своего творчества очень высока. Художник знал, «чтобы создать высоко духовный образ, нужно не только горение, но глубокое очищение, чтобы образ мог прозвучать». «Высшая форма искусства – это та, которая растит дух, духовно пробуждает и растит человека. Николай Константинович писал, что через искусство человек может расти, как бы мгновенно».

Рост сознания, духовности в человеке – это и рост творчества. «С этого времени в жизнь властно вошло осознание Великого служения как единственного смысла жизни и бесконечности работы, необходимой для вечного непрерывного духовного роста… Забыть о себе – и в творчестве, и в общении, и служить лишь передатчиком Высшего – это великая цель», – признавался художник.

Борис Алексеевич очень любил китайское искусство. У китайцев человек в пейзаже очень мал, так как они считают человека малой частицей природы. Природу же они первыми начали воспринимать как проявление божественного начала Дао. Именно даосизм дал развитие китайскому пейзажу. Друзья предполагали, что нынешнему воплощению Бориса Алексеевича предшествовало рождение его в Китае художником Го Си.
Пейзажи Смирнова-Русецкого – это и отражение той музыкальной гармонии, которой отзывались душевные струны художника. «Музыка растворена в пейзажах. Она организует и движение линий, и гармонию красок. Художник хочет сказать о первичности музыкального начала». Но главное – духовное начало во всём.

http://s018.radikal.ru/i527/1701/eb/6d6059bafb07.png (http://radikal.ru)

http://s50.radikal.ru/i128/1701/8a/d8568942d36b.png (http://radikal.ru)

http://s019.radikal.ru/i601/1701/8d/8156048dc560.png (http://radikal.ru)

Рунгуна
21.01.2017, 19:25
«Тишина в окружающей природе. Поразительная, завораживающая тишина. И в этой настороженной тишине так явственно Чьё-то Высокое присутствие. Если бы мы могли принять эту Встречу, если бы наше сердце могло выдержать, она, наверное, состоялась бы…» – писал Борис Алексеевич. – «В течение всей жизни я стремился увидеть и выразить красоту природы; не внешние формы этой красоты, но то глубокое содержание, то великое единство, которое полнит мироздание и соединяет цветок и звезду, камень и облако, ручеёк и океан».

Для художника нет мёртвого в Природе. Всё живёт, всё дышит. И камень – один из символов вечной жизни мироздания.

http://s05.radikal.ru/i178/1701/a4/1d99cab08383.png (http://radikal.ru)

Рунгуна
21.01.2017, 19:33
Жизнь Бориса Алексеевича прошла под знаменем Рериха, вместе с тем художник самобытен. Это не подражание, а общность мировоззрения. Он – ученик и самостоятельный творец, художник-философ. «Не подражание, но поклонение».

На 84-ом году своей жизни Смирнов-Русецкий писал в своём дневнике о Н.К.Рерихе: «…снова такое чувство любви, близости и родственного единства. Это так трудно выразимо, но весь мир, в котором жили Н.К.и Е.И. это мой мир, мир моего детства, юности, мир мечтаний и надежд, а теперь и мир совершений, продолжающих традиции и духовные искания».

Смирнов-Русецкий всегда отчётливо осознавал: главная встреча в жизни – встреча с Н.К.Рерихом. «Значимость этой встречи так велика, что за прошедшие 60 лет я ещё не всё освоил, осознал и реализовал… Это была встреча с подлинным Учителем в искусстве и в жизни».

Борис Алексеевич свято чтил заветы своего Учителя. Он говорил: «Искусство – это свет духовной интуиции, озаряющий каждого, кто сумеет избавить свой внутренний мир от сиюминутных, корыстных и эгоистических интересов. В каждом гениальном творении – заключено вдохновенное озарение мастера, сумевшего очистить, подготовить себя для восприятия великого проявления Духа. На моем долгом творческом пути, охватившем более семидесяти лет, было немало трудностей, страданий, даже безысходности. И лишь радость ожидания великого будущего, которое потенциально уже живет в нас, вера в безграничную гармонию Космоса укрепляли мой дух и не позволяли сдаваться. Теперь, в конце жизни, я чувствую, что творил, и одолевал невзгоды не напрасно».

http://s018.radikal.ru/i520/1701/8b/404785953047.png (http://radikal.ru)


http://s020.radikal.ru/i705/1701/8e/2d6df22bf44f.png (http://radikal.ru)


http://s009.radikal.ru/i308/1701/6d/a1cb0c39bb8b.png (http://radikal.ru)

Рунгуна
21.01.2017, 19:39
Ушёл Борис Алексеевич с физического плана жизни 7 августа 1993 года, до последних дней оставаясь в непрестанных трудах служения Истине и Свету всеми делами и помыслами своими.

Похоронен он на Волковском православном кладбище в Петербурге.

Мудрость, одухотворенная любовь к жизни, людям, природе, светят нам с его полотен. И будут светить до тех пор, пока не иссякнет в человеке жажда Красоты, что помогает ему совершенствоваться…


http://s019.radikal.ru/i630/1701/86/f1cf476325d7.png (http://radikal.ru)


http://s010.radikal.ru/i311/1701/6f/dbd969e35883.png (http://radikal.ru)


http://s019.radikal.ru/i644/1701/3b/269a644b6157.png (http://radikal.ru)


Основной материал взят с сайта «Прометей».

Рустам
21.01.2017, 19:54
Несломленный сталинской опричниной настоящий Светоч Новой России!
Слава Сильному Духу! Красоте, пробившейся через мрак репрессий, Честь!